Яса » Комета-Возмездие
ruen

КОМЕТА-ВОЗМЕЗДИЕ

Авторский сайт Бударина М.Д.

ВНИМАНИЕ! Книга разделена на главы, только для удобства навигации. Информация книги представляет слитное изложение материала о космической катастрофе кометы Алатырь, почти совпавшей по времени с монголо-татарским нашествием. Для правильного понимания происходивших событий советуем последовательно ознакомиться со всей книгой. Перейти к оглавлению.

 

 

Яса.

Монгольское слово «яса» (ясак) переводится как «закон». «Великая Яса» являлась полным сводом монгольских правовых установлений, ни одной полной копии, которой в настоящее время не сохранилось. Хотя, как свидетельствуют историки Востока (Джувейни, Рашид-ад-Дин (1247-1318 гг.), Назир-ад-Дин Тузи, Макризи (1364-1442 гг.), Абу-Нашим, Абу-аль Фарадж и др.)), в тринадцатом веке текст «Ясы» хранился в сокровищнице каждого чингизида, а полный список «Ясы» бережно сохранялся в знаменитой багдадской библиотеке. В настоящее время имеется возможность составить лишь самое общее представление об этом своде законов, обобщив свидетельства цитат древних восточных авторов. Считается, что свод «Ясы» состоял из самых знаменитых изречений Чингисхана. Поэтому «Яса» почиталась монголами как боговдохновенный разум Чингисхана, который, как пишет Джувейни: « лишь опираясь на глубины своей души и без утомительного изучения анналов, без согласования с обычаями древних времен, изобрел все приемы государственного управления». Монголы приписывали «Ясе» мистическую силу и свято верили, что только неукоснительное соблюдение ее законов обеспечивало им победы на полях сражений. Законодательство Ясы обеспечивало поддержание мира и порядка, и распространялось на все страны входящие в состав монгольской империи. А народы, которые пренебрегали выполнением любого распоряжения великого хана, признавались восставшими и подлежали усмирению и наказанию. Но при этом Яса предписывала предварительно обратиться к восставшим через послов, без запугивания и угроз: «Если вы добровольно сдадитесь, то вы найдете хорошее обращение и покой, но если вы сопротивляетесь – что с нашей стороны можем мы знать? Вечный Бог знает, что случится с вами » (Аб-уль-Фарадж). При этом Яса предписывала строго соблюдать принцип неприкосновенности послов. За смерть послов, законы Ясы предполагали смерть всех виновных в их гибели, вне зависимости от срока давности совершенного преступления. Кстати сказать, именно убийство монгольских послов перед сражением на Калке, явилось формальным поводом для набегов на Русь в 1237-1238 и 1240 годах. Законы Ясы были очень жестокими, почти каждый, даже малозначимый проступок карался смертью. Смертная казнь полагалась практически за все виды преступлений. Особо тяжкими считались преступления против религии, невыполнения распоряжений хана, обычаев и норм морали. При этом, в ряде случаев смерти подлежал не только сам преступник, но и члены его семьи, в том числе и малолетние дети. И хотя Яса признавало, как временную меру, заключение преступника в тюрьму, а также причинение боли путем пыток, наложение штрафа и смещение с занимаемой должности, самой действенной мерой наказания считалось физическое уничтожение преступника. При этом тюремное заключение и смещение с должности применялось только к членам ханского рода. Командиры воинских подразделений и воины, лишь за самые незначительные нарушения воинской дисциплины, подлежали разжалованию или наказаниям путем причинения боли от пыток. За любые другие нарушения полагалась смертная казнь. Казнь преступников и пленных всегда была жестокой, мучительной и публичной. К слову сказать, разнообразные виды монгольских казней и пыток применялись русскими царями вплоть до правления просвещенной Екатерины Второй. Но особенно преуспел в этом Иван Грозный. Он, никогда не повторялся в применении изощренных монгольских казней и пыток, по отношении к своим боярам и холопам. Яса включала в себя и основы религиозной морали. Вот некоторые положения Ясы, упоминаемые в трудах восточных историков: О нормах морали: «Первым является следующее: любите друг друга; во-вторых, не совершайте прелюбодеяние; не крадите; не лжесвидетельствуйте; не предавайте кого-либо. Уважайте стариков и бедных » ( армянский историк Григор из Алканца) (Сравните это с десятью библейскими заповедями.) О поощрении мудрых: «Следует возвеличивать и уважать чистых, непорочных, справедливых, ученых и мудрых, к каким бы людям они не принадлежали; и осуждать злых и несправедливых людей » (Аб-уль-Фарадж). Об отношении к религии: «Поскольку Чингис не принадлежал к какой-либо религии и не следовал какой-либо вере, он не предпочитал одну веру другой и не превозносил одних над другими. Напротив, он поддерживал престиж любимых и уважаемых мудрецов и отшельников любого племени, рассматривая это как акт любви к богу » (Джувейни). О гостеприимстве: « запрещается, есть что-либо в присутствии другого, без приглашения разделить его трапезу». (Макризи). Яса определяла и норму обращения к ханам, согласно которой монголы « не должны давать своим ханам и благородным людям много возвеличивающих имен или титулов. К имени того, кто сидит на троне царства, следует добавить только одно имя, хан или каан (каган). ( Аб-уль-Фарадж). О призыве на военную службу: « Воинами становятся мужчины от двадцати лет и старше. Для каждого десятка должен назначаться командир, и для каждой сотни назначается командир, и командир для каждой тысячи, и командир для каждых десяти тысяч... Ни один воин из тысячи, сотни или десятка, в которые он был зачислен, не должен уезжать в другое место; если он сделает это, то будет убит, и также будет с командиром, который принял его» (Аб-уль-Фарадж). Воинская повинность распространялась на всех жителей империи. Исключение составляли только священнослужители всех религий, которые освобождались от воинской обязанности и налогов. Яса закрепляла принцип равенства между монголами: «Существует равенство. Каждый человек работает столько же, сколько другой; нет различия. Никакого внимания не уделяется богатству или значимости». (Джувейни). Милосердной была статья Ясы по отношению к тем, кто ухаживал за беспомощными людьми: «У умершего человека, не имеющего наследника, ничего не изымается в пользу хана, но его имущество должно быть отдано человеку, ухаживавшему за ним » (Аб-уль-Фарадж). Чингисхан требовал строго соблюдать законы Ясы, и назначил своего сына Чагатая следить за неукоснительным исполнением законов: «Он приказал Чагатаю ... следить за соблюдением Ясы » (Макризи). При этом, чингизиды обязаны были раз в год собираться вместе, чтобы подтвердить, что никто из них не нарушил законов Ясы за прошедший год, ибо законы Ясы были обязательны для всех. Восточная летопись сообщает, что когда на одном из пиров, хан Батый первым осушил чашу с хмельным напитком, тем самым нарушив законы старшинства, его старший братья потребовали «рубить дрова на его животе». Ведь Яса гласила: «любой, кто и нарушил законы Ясы, подлежит смерти». Вот какое изречение Чингисхана приводит Бахши Иман в рукописи 1229 года: «Жестокость единственное, что поддерживает порядок - основу процветания державы. Значит, чем больше жестокости, тем больше порядка, а значит - блага". … «Сам Тэнгри повелел подняться нашей державе, а его волю нельзя понять разумом. Жестокость должна выходить за пределы разума, ибо только это поможет осуществлению высшей воли». Летописи того времени сравнивают Чингисхана с библейским «ниспосланным Небом «бичом Божьим»». (Напомню, что в библейских текстах метафора «бич Божий» обозначала «комету-возмездие», явившуюся причиной глобальных катастроф Земли и символом «конца света».) Чтобы не повторяться в изложении материала, о других законах Ясы мы сообщим по ходу повествования. Неумеренная жестокость, страх и постоянная угроза пыток и смерти легла в основу монгольского правопорядка. Но жестокость порождает жестокость. И к этому рассказу я добавлю немного мистической информации. Древняя легенда о гибели одного из самых жестоких завоевателей, Тамерлана (8.04.1336-18.02.1405), много перенявшего у монголо-татар, сообщает, что на его могиле, странствующие дервиши озвучили страшное пророчество: «На следующий день, после того, как будет потревожен дух великого воина, начнется война, самая страшная из всех, когда-либо случавшихся на земле». Дальнейшее хорошо известно. 21 июня 1941 года, советская газета «Известия» сообщила, что в Самарканде археологи вскрыли могилу Тамерлана. А в ночь на 22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. По аналогии вспомнилось. В лихие девяностые, я однажды в шутку, спросил у старой таборной цыганки: « Скажи, когда, наконец, бардак в стране закончится?». Совсем неожиданно, она ответила серьезно: «Тело Ленина предайте земле. Это его дух бунтует».

А теперь давайте кратко ознакомимся с историей завоевания Руси монголами.

 

 

Предыдущая статья: Чингисхан. Легенда о бессмертии.   Следующая статья: Битва на Калке

Тайна Алатырь-камня