Астрахань. » Комета-Возмездие
ruen

КОМЕТА-ВОЗМЕЗДИЕ

Авторский сайт Бударина М.Д.

ВНИМАНИЕ! Книга разделена на главы, только для удобства навигации. Информация книги представляет слитное изложение материала о космической катастрофе кометы Алатырь, почти совпавшей по времени с монголо-татарским нашествием. Для правильного понимания происходивших событий советуем последовательно ознакомиться со всей книгой. Перейти к оглавлению.

 

 

Астрахань.

« Люди всегда будут находить удовольствие объединять свои идеи и делиться ими, как ученики Сократа приносили и делили трапезу».

Гюйо.

 

История основания города. Происхождение названия Астрахани.

История Золотой Орды, тесно переплелась с историей государства Российского, которое в силу исторических причин, впитало в себя и культуру кочевых народов, входящих в состав монголо-татарских орд. Отдельную страничку этой истории представляет собой Астраханское ханство. Исторические корни Астрахани непосредственно связаны с одним из крупнейших городов, построенных на Нижней Волге в тринадцатом веке - золотоордынским городом Хаджи Тархан. Обосновавшиеся здесь золотоордынские ханы контролировали все важнейшие торговые пути между Западом и Востоком, и Хаджи Тархан, в период развития караванной торговли в Нижнем Поволжье, был одним из основных городов в системе международных торговых связей между Европой, Средней Азией, Индией, Китаем, Русью, Сибирью, Кавказом и ближним Востоком. Считается, что в тринадцатом – четырнадцатом веках через него проходило шесть крупных международных торговых путей, в том числе и путь «из варяг в греки». Хаджи-Тархан или Аждархан (Астрахан) - город Золотой орды, возникший в начале тринадцатого века, на правом берегу реки Волги. Первое письменное свидетельство о Хаджи-Тархане оставил арабский путешественник Мухаммед ибн- Баттута, в 1333 году. Чуть позже, флорентийский купец Франческо Пелаготти уже называет его городом Астархан, а еще позже, побывавший в этом городе венецианец Амвросий Контарини называет его словом Астрахань. Однако этот город, кроме самоназвания, имел у посещавших его многоплеменных купцов и путешественников, и множество других иностранных названий.

Урочище Жареный (Шареный) Бугор.

На правом берегу Волги, всего в двенадцати километрах выше современной Астрахани, между поселками Стрелецкое и Новолесное, находится урочище Жареный Бугор, с незапамятных времен известное местным жителям, которые в размывах и обнажениях оврагов находят здесь множество старинных предметов и остатков разрушенных строений. Сразу оговорюсь, что современные научные источники, с легкой руки историка П.И. Рычкова, в качестве основного названия, абсолютно неправильно употребляют словосочетание «Шареный Бугор», которое вторично. Вот что пишет о развалинах на Жареном Бугре сам П.И. Рычков, в «Введении к Астраханской топографии» от 1712 года: « … в полученных мною рукописных замечаниях о старой Астрахани, сказано: на западном или нагорном берегу Волги, там, где за несколько пред сим лет добывали селитру, приметны на бугре развалины города, куда и до сего времени ходят рыть землю, думая, что тут некогда находились старые татарския золотыя и серебрянныя монеты, кольца, серьги, запястья и прочие вещи. Другие называют это место Шареным Бугром, каково наименование, кажется приличнее». Не могу понять, почему слово «жареный» (от слова «жар») оказалось неприличнее непонятного слова «шареный», но произошло то, что произошло. И в настоящее время исторический и вполне понятный топоним «жареный», безграмотные современные исследователи практически изъяли из обращения, заменив его словом «шареный», но читатель теперь знает, о чем идет речь.

На месте Жареного бугра, когда-то находилась старая Астрахань, которую принято называть Хаджи – Тархан. Другие называют городище Жареный Бугор легендарной столицей Хазарского каганата – городом Итиль (Эрдиль, Атель, Этель). Легенды сохранили и множество других названий Хаджи Тархана: Адьяж-Тархань, Аштаракань, Аж-дархан, Цитархань, Цитрыкань (Зытрахань). Это связано с тем, что кроме самоназвания Хаджи-Тархан, которое зафиксировано на изготавливавшихся здесь монетах, существовало еще и множество названий, под которыми он был известен у других народов. Например, в Грузии его называли город Хазир, а русские Хазитарахань. Об остальных названиях я расскажу по ходу повествования.

В шестидесятых годах девятнадцатого века бывший редактор «Астраханского справочного листа» Архипов А.П. провел самостоятельные изыскания на Жареном Бугре и нашел свидетельство того, что на бугре имеются остатки двух древних городов. Вот что писал о Жареном Бугре «Астраханский справочный листок», (№ 24, 1869 год): «Развалины находятся в верстах 10-12 выше от города Астрахани, на правом берегу реки Волги, почти у самой Рыболовной Стрелецкой ватаги. Тут имеются два города, один над другим. Обрыв Волжского берега, на котором находится замечательная древность, ясно даёт заметить это, при наглядном обозрении. Отсюда вытекает такое заключение: город Атель, известный доныне по одному только названию, и находящийся, как теперь открывается, под верхним городом Баланджаром, (досл. «сгоревшая палица», или. «сгоревший город на берегу реки Болды (от старорусского слова «балда» (болда)-палица») который был основан уже впоследствии на пепелище первого… В нижнем городе Атель, я нашёл почти совершенно целый кувшин удивительной сохранности: в нём была земля и угли. … Там же найдено много других мелких, но замечательных предметов, … а также останки обуглившегося дерева и, кроме того, целые пласты угля, в значительном количестве находящиеся по протяжению береговому, из чего, несомненно следует, что город Атель был сожжен…».

А вот что писал о городе Итиль арабский историк аль - Эдриси: «Этель есть город хазар и притом их главный город. Он состоит из двух городов, поселенных вдоль по берегу реки, которым он дал свое название. Хан живет в городе на западном берегу. Купцы и народ живут в городе на восточном берегу. Длина города Этель около трех миль». В настоящее время археологи предполагают, что Хаджи-Тархан занимал площадь более трехсот гектар, однако точных размеров города не знает никто, вследствие того, что восточная часть города, за прошедшие столетия оказалась сильно размыта и продолжает интенсивно разрушаться течением Волги.

Тысячелетие назад, город на Жареном Бугре населяли христиане, мусульмане и язычники, мирно уживавшиеся друг с другом. Город Итиль был разрушен князем Святославом в 969 году, но название «Жареный бугор» появилось значительно позже, а раньше это место называлось просто «старым городищем».

Существует множество версий по поводу происхождения названия города Астрахань, но все они являются неудовлетворительными. На мой взгляд, наиболее логично, название Астраханского ханства воспроизвести от греческого слова «astra», astron–звезда. Это название могли дать греческие православные миссионеры Астраханскому ханству после космической Алатырь-катастрофы 1240 года, в память о «волосатой звезде» (комете) погубившей древний город и его окрестности. И именно это название позже сделалось названием столицы ханства, которая раньше располагалась на Жареном Бугре. А ранее, под нарицательным именем Астрахань, подразумевались вообще все города и земли нижневолжского татарского ханства. То есть, аналогично тому, как от слова «тартар», образовалось название Тартария, от слова «астра» образовалось название астраханского ханства. То есть, под именем «Астрахань» подразумевались города и местность в пределах современной Астраханской и части Самарской областей вверх по Волге, а также все пространство от берегов этой реки до Кавказа, в том числе и земли, на которых жили славяне, некогда составлявшие обитателей Тмутаракани.

По мусульманской легенде, город Хаджи–Тархан (Хаджитархан), являвшийся торговым центром на караванном пути «из варяг в греки», основал знатный татарин-мусульманин, который совершил хадж (паломничество) в Мекку в то время, когда город переносили с Жареного Бугра на новое место. (В настоящее время Астрахань находится на холмах Заячий, Киселев, Паробичев, Казачий, Голодный и т.д).По поводу происхождения названия Хаджи–тархан, могу пояснить следующее. Слово «хаджи» (человек совершивший паломничество в Мекку), в просторечье употреблялось и как слово «святой», а «тархан» - это любое владение, или поселение, освобожденное от власти хана, которое обычно давалось почти исключительно мусульманскому духовенству. То есть в вольном переводе название Хаджи-Тархан следует понимать как «Святой город». В четырнадцатом веке Хаджи-Тархан становится крупным торгово-земледельческим центром с правом чеканки собственной монеты. Древний город не имел оборонительных сооружений, так как существовавший у монголо-татар старинный закон Ясы запрещал воинам монголо-татар строить укрепления на местах своих стоянок и проживания, ведь по законам Ясы, города должны были защищаться только храбростью воинов. По этому же закону, воины монголо-татар никогда не имели доспехов, защищавших спину. А.И. Терещенко, посетивший Астрахань в 1854 году, пишет, что, «подъезжая к Астрахани, встречаем уже чаще татарские постройки и мечети, часто обвалившиеся, а частично опустелыя, и на этих местах, называемых Жаренный Бугор, была прежняя Астрахань, столица царства. На монетах золото-ордынских, открытых мною в большом множестве, встречается она под именем Хаджи-Терхань и Хаджи-Терхань-эль-джедид, в первый раз при хане Черкес-беке, 1374 году., а в последний раз при хане Даулет-бирди, в 1427г. При владычестве Золотой Орды, Хаджи-Терхань, называвшаяся еще Тарджин, была уделом ея, и без сомнения тут господствовали правители или князья, подчиненные ханам».

М. Рыбушкин называет еще одно название города: «Город Астрахань прежде назывался Хаджи-Тархан или Адяш-Тархан». Простой и логичной является и версия о названии города, изложенная С.К.Круковской: «Татары основали в низовьях Волги свои татарские городки и между ними древнюю Астрахань, которая называлась Хазитарханью, Аштарханью, (Астар, Аштар)». Это не противоречит изложенной ранее моей версии, ведь Иштар (Астар, Астарта) – это одно из старых названий «кометы-возмездие» (Фаэтон), и в данном случае, в названии Астрахани, по-видимому, использован одно из мировых мифологических названий кометы, которая явилась причиной Ноева потопа.

А Иосафат Барбаро писал об этом городе так: «На востоке от Тюмени, в расстоянии 7 дней пути течёт река Эрдиль, (Эридиль, Эриду-иль) на которой стоит город Цитрахань. Теперь он совершенно разорён, но прежде славился своею обширностью и богатством». Я привел это свидетельство Иосафата Барбаро только потому, что река Эрдиль (Эриду-иль) – это всего лишь искаженное татарское название от мифологической реки смерти Эридан (производное от Эриду) (1).

Именно поэтому, река Волга, на берегах которой во время катастрофы 1240 года произошло сразу несколько электроразрядных космических взрывов, греческими миссионерами символически называлась то именем бога Солнца Ра (Ра-горахте), то рекой Эридан (Эриду-иль), которое искаженное специфическим произношением татарского языка, стала звучать как Эрдиль, а позже Этиль, Итиль, Атиль . Поэтому, сгоревший при падении осколков кометы Алатырь, во время космической катастрофы 1240 года, город на Жареном Бугре, греческие миссионеры и купцы символически назвали в честь богини хаоса, разрушений и раздора Эрдиль (очередное название «кометы-возмездие»). То есть, город Итиль и река Итиль являются не татарским, а искаженным греческим, египетским и персидским названием, которое дано по имени самой страшной кометы Солнечной системы. Ведь город Итиль, расположенный на Жареном Бугре, посещали многие арабские и греческие путешественники, и, судя по надписям на керамике и монетах, в Хаджи Тархане были хорошо известны арабский и персидские языки. И это позволяет предполагать, что космическая катастрофа Алатырь–кометы имела исключительно крупные масштабы. Астраханское ханство было присоединено к России в 1556-58 годах. Новый город, перенесенный на Заячий Бугор, сохранил за собой имя исчезнувшего города, но оставил потомкам тайну запустевшего древнего городища.

Археологические раскопки Жареных (Шареных) бугров.

Надо сказать, что полномасштабные плановые археологические раскопки города на Жареных Буграх, никогда не производились. На протяжении веков, остатки разрушенного города, подвергались бездумному разграблению местным населением. Заброшенное городище длительное время использовалось как каменоломня, в результате чего кирпичные руины монументальных строений разбирались и вывозились баржами и кораблями в Астрахань. Этот старинный, золотоордынский кирпич, в большом количестве использовался для строительства Астраханского Кремля и других сооружений Астрахани. А здешнюю почву нашли пригодной, и массово использовали для изготовления селитры. При этом, на развалинах города находили во множестве горшечные черепки, остатки строений, а также «невообразимое множество костей человеческих и костей различных животных, множество обломков различной домашней утвари…», что свидетельствует о том, что гибель города была внезапной. В полном собрании ученых путешествий по России, за 1824 год, сообщается: «Шареный бугор, по-татарски – Каюк-Кыла, по-калмыцки, от испорченного татарского слова, Кухяла (сгоревший город) против так называемого Длинного острова, в 10 верстах выше Астрахани, есть, ни что иное, как развалины, или лучше сказать, следы бывшего татарского города, … а по сказаниям других — местом старой Астрахани, перевезенной отсюда на остров Волги. Восточная сторона следует непосредственно по берегу реки Волги и частью подмыта, частью обрушена, от чего ближе к реке иногда находят куски кирпичей, синие глазурованные обломки изразцов или глиняной посуды, и части человеческих черепов. А на самом месте нет даже и следов фундаментов от домов, улиц, сводов и проч., но вся восточная поверхность состоит из мелких рвов и мелких холмов. Западная часть, по которой следует дорога из Астрахани в Царицын, имеет более заваленных рвов. В холмах находят только камни и горшечные черепки, частью с синим глазуром».

В 1893 году археологические раскопки проводил член Императорской археологической комиссии А.А.Спицын. Он сообщает, что «при ближайшем ознакомлении, «Жаренный Бугор» оказался местом какого-то золотоордынского города, сильно разрушенного рекой и основательным образом расхищенного ради добывания кирпича. В настоящем виде он представляет возвышение, сплошь покрытое беспорядочными кучами мусора. Городище большими пластами обваливается в воду, … но остатки его, еще тянутся по берегу реки полосою до 70 сажен ширины. На всем этом пространстве среди множества осколков битой посуды, кирпича, кусков угля и обломков костей встречаются различные, характерные для золотоордынских городов вещи и монеты. Последних на бугре собрано свыше двухсот штук»

А вот как описывает Жареные Бугры И.А.Житецкий, действительный член Петровского Общества исследователей Астраханского края в «Астраханских губернских ведомостях» (№80, 1884, четверг, 2 августа): «Версты 2-3 выше Астрахани, на Волге, против истока Болды, правый берег, до этого пункта совершенно низменный, принимает холмистый или лучше – волнообразный вид. Возвышения и впадины чередуются приблизительно через равные промежутки и постепенно переходят одни в другие, то доходя до уровня воды в реке, то поднимаясь саженей на четыре-пять над его поверхностью: словно почва застыла в момент своего волнения. На вершине первого из частых холмов-волн находится поселение Калмыцкий Базар, затем на той же волне расположено селение Хохлацкое, за которым следуют один за другим три бугра. У последних общее название «Шареные» (или «Жареные»). Первый бугор от селения Хохлацкого самый низкий, а третий самый высокий между ними. Поверхность первого и второго холмов не имеет остатков обитания в прошлом, поверхность же последнего усеяна разной величины холмами и усыпана битой глиняной посудой, кусками изразцов и обожжённых кирпичей. Версты на 2-3 в окружности, если не более… Волга, несколько выше крайнего, третьего бугра, делает изгиб с юго-востока на юго-запад и потому течение, бьющее здесь постоянно с берега, размывает во время половодья холмы, производит ежегодные обвалы и постепенно из года в год обнажает все новые и новые остатки старины, скрытые в грунте Шареных бугров. … Восточная сторона по берегу Волги частью подмыта, частью обрушена, от чего ближе к реке иногда находят куски кирпичей, синие глазурованные обломки изразцов или глиняной посуды, или части человеческих черепов»… Из этого свидетельства нетрудно понять, что город стал жертвой космического взрыва.

А исследователь Спицын, побывавший на Жареном Бугре, со слов местного старожила, ветеринара В.П. Кваченкова, оставил сидетельство, «что берег Волги у с. Хохлацкого с каждым половодьем систематически разрушается, так что в каждые 10 лет он обваливается на 20 саженей (сорок метров), а при обвалах этих обнажаются кувшины старой формы, медные и железные вещи, монеты и т.д.»

И, по-видимому, город был перенесен на новое место, именно из-за интенсивного размыва Волгой, которая давно смыла центр города, некогда располагавшийся на берегу Волги. В 1947 году, на Жареном Бугре, Волга размыла городское кладбище. В размывах обрыва археологи исследовавшие некрополь, обнаружили множественные зольные пятна. Спицын также обнаружил на Жареном бугре массу пепла, угля, битого камня, черепков, а также до двадцати штук серебряных и медных монет, и пришёл к заключению, что данная местность полна историко-археологического интереса, почему систематическое её исследование является необходимым.

Академик Пыпин, исследовавший рукописи архива Екатерины II, обнаружил еще одно название города: «На нагорной стороне, выше Астрахани верст около девяти, находится город имянуемый Жареной, а татары имянуют Алтынжар, значит - златы полив, или поем». Оставим на совести автора этот перевод, и добавим, что название Алтынжар состоит из двух слов и в переводе с тюркского может иметь значение «золотой огонь» («золотой жар»), или «шестой огонь», как свидетельство о шести самых знаковых электроразрядных взрывах во время космической катастрофы 1240 года), ибо слово алтын имеет два значения: во-первых число «шесть» и во вторых, «золото», плюс второе составное слово «жар» - т.е. огонь). Давйте напомним самые знаковые взрывы катастрофы 1240 года: Новгородские пятины и размещенный на них Санкт-Петербург(1), Москва(2), Киев(3), Казань(4), Астрахань(5) и Эльбрус(6). При этом пять из них являются столицами ханств, княжеств и государств, а гора Эльбрус является аналогом греческого Олимпа для языческих богов местных племен и народов. Вывод очевиден. Места космических катастроф 1240 года являлись объектами особого почитания мусульманского и христианского населения в Древней Руси и Золотой Орде.

В заключение хочу сказать, что некоторые исследователи полагают, что основная часть городища смыта течением Волги, и изучать там больше нечего. Однако и Хаджи-Тархан и находящиеся в его окрестностях древние городища, еще многое могут рассказать археологам о «темных веках» нашей истории, и их уже давно следовало бы взять под государственную охрану, ибо совсем скоро Волга смоет и «этот бесценный осколок прошлого».

 

Примечания к статье «Астрахань».

1 «… мифологической реки смерти Эридан (производное от Эриду)». Позже название реки смерти Эридан(мифологическое названиерекиИордан, над которой произошел один из самых страшных космических взрывов Ноева потопа) стало нарицательным для обозначения реки подземного мира и ада. В Древнем Мире имелось несколько рек, на берегах которых происходили космические взрывы, и которые поэтому носили имя Эридан, и позже, в соответствующем месте, я расскажу о каждой из них.

 

 

Предыдущая статья: Казань.   Следующая статья: Послесловие к «Тайне Алатырь-камня».

Тайна Алатырь-камня