Достопримечательности храма Аполлона. » Комета-Возмездие
ruen

КОМЕТА-ВОЗМЕЗДИЕ

Авторский сайт Бударина М.Д.

Достопримечательности храма Аполлона.

Наиболее известными символами храма Аполлона были алтарь (жертвенник) богу Посейдону(1), статуи Мойр(2), статуя Зевса-Мойрагета, статуя Аполлона и железный трон поэта Пиндара(3).

А внутри храма, в помещении недоступном для посетителей, которое называлось адитон, находились золотая статуя Аполлона, священный лавр, священный источник и беломраморный омфал («пуп Земли») с двумя золотыми орлами, под которым находилась урна с пеплом Пифона. Но самое удивительное заключается в том, что здесь же находилось мраморное изваяние великого Гомера, автора «Илиады» и Одиссеи», которые являются мифологическим описанием событий Ноева потопа.

Примечания.

... «были алтарь (жертвенник) богу Посейдону (1), статуи Мойр (2), статуя Зевса-Мойрагета, статуя Аполлона и железный трон поэта Пиндара» (3).

1. Посейдон – греческий бог-олимпиец, мифологический символ Великой Критской катастрофы (Ноева потопа).

2. Мойры(от др. греч. μορα, - «участь,  судьба») – греческие богини судьбы. Являлись дочерьми Зевса и Фемиды (у Платона, Мойры - дочери Ананке.) 

Согласно древнеславянским верованиям, у каждого человека есть своя богиня судьбы. В греческих представлениях Мойр было три: 1. Клото (досл. «пряха») - прядущая нить жизни и олицетворяющая спокойное поступательное движение жизни; 2. Лахесис (досл «судьба») - олицетворяла длину нити жизни и случайности в судьбе человека. 3. Атропос (досл. «неотвратимая») – определяла неотвратимость участи человека, и она же перерезала нить жизни.

Соответственно, Клото символизировала настоящее, Лахесис - прошлое, и Атропос – будущее в жизни человека. Мойры воспринимались как «божественное предопределение» судьбы, и считались богинями закономерности и порядка в мире материальных и духовных явлений. А Зевс, их отец и верховный устроитель порядка, назывался Мойрагетом. Этот эпитет носил и Аполлон, как провозвестник распоряжений Зевса. Зевс считается «огнем» и «горячей субстанцией», которая находясь в эфире и владея небом, организует соединение космической и социальной жизни. День рождения Аполлона праздновался в день 7 бисия. Месяц бисия продолжался с середины февраля до середины марта. По еврейскому календарю Ноев потоп произошел в 14 день месяца нисан, что соответствует 3 апреля в современном григорианском календаре.

3.  Пиндар. Произведения Пиндара принято считать эталоном загадочного. Пиндар не пересказывает миф, как это принято в эпосе, а обращается только к наиболее важным эпизодам мифа, в контексте конкретного стихотворения. Пиндар великолепно использует риторику, гиперболы и метафоры, для выражения своей мысли и впервые ввел в употребление многие неологизмы. Мировоззрение Пиндара консервативно, но он никогда не критикует традиционные ценности, верит в божественное всемогущество, божественное предначертание, а потому не доверяет знаниям людей

Он призывает к всестороннему развитию заложенных в человеке возможностей, ибо считает, что любой успех слагается: 1. из благосклонности судьбы, 2. врождённых качеств человека, и 3. его неимоверных сверхусилий по достижению цели.

По легенде, он владел даром прорицания и ясновидения, и даже боги пели его стихи, а его рождение и смерть овеяны мифами. Говорят, когда он умирал, ему явилась Персефона и напомнила: «Ты воспел всех богов, кроме меня, так не забудь воспеть и меня». И когда Пиндар умер, спустя несколько дней он явился во сне своей родственнице и продиктовал ей гимн в честь Персефоны.

Как свидетельствуют античные авторы, Пиндар был необыкновенно популярен в Греции, именно потому, что имел способность прорицать события. Являвшийся почитателем Пиндара Александр Македонский, спустя сто лет после его смерти, усмиряя восставшие Фивы, разрушил весь город до основания, а всех жителей отдал в рабство. Исключение было сделано только для храмов богов и для дома Пиндара, которые не были разрушены. Из уважения к памяти Пиндара, Александр Македонский оставил свободными и всех потомков поэта.

Богатства храма Аполлона.

За многие века своего существования в святилище Аполлона скопились огромные богатства, среди которых видную роль занимали шедевры искусства, а также мраморные и бронзовые статуи. У греков считалось признаком хорошего тона, приносить сюда все самое лучшее, что могло создать славу храму Аполлона и его оракулу. Цари, города, и отдельные паломники несли и везли оракулу щедрые дары и пожертвования от своих городов и государств.

Здесь было множество статуй богов и героев. Например, Спарта пожертвовала храму статуи Диоскуров, Зевса, Аполлона, Артемиды и Посейдона, а город Афины пожертвовал в храм бессмертные творения Фидия - скульптуры Афины, Аполлона, Эрехтея, и Кекропа, а знаменитый скульптор Пракситель подарил храму статую Фрины.  Рассказывают, что количество скульптур, которые были подарены святилищу и оракулу гражданами полисов, доходило до трех тысяч

Но кроме них, в сокровищницы храма, греческие полисы постоянно приносили все свои самые ценные вещи, которыми города хотели затмить друг друга. Древний историк Павсаний пишет о бесчисленных дарах от афинян, сиракузцев, фиванцев, книдян, сифносцев, потидейцев, и других горожан, которые приносили все самое ценное оракулу, и эти дары хранились в богато убранных, украшенных барельефами и скульптурами мраморных сокровищницах храма Аполлона. В период расцвета дельфийского оракула, и об этом свидетельствуют все античные авторы, сокровищницы храма были переполнены, и это было косвенным доказательством того, что оракул пользовался непререкаемым авторитетом у всех жителей ойкумены

В I веке до н.э., храм Аполлона был захвачен и разграблен римским полководцем Суллой. Кроме золота и ритуальной утвари, римляне вывезли отсюда множество памятников искусства, и около пятисот мраморных и бронзовых скульптур. Позже многие похищенные артефакты храма были безвозвратно утрачены, и лишь малая часть сохранилась до наших дней.  

Любопытно, что среди пропавших артефактов храма Аполлона числится и главная достопримечательность дворца византийских императоров - трехглавый медный змей, имеющий три туловища (прообраз русского Змея Горыныча), вывезенный из святилища Аполлона. Бесчисленные разграбленные культурные ценности храма Аполлона, позже растеклись и рассеялись по всем священным столицам Древнего мира.

Закат Дельфийского оракула.

После разграбления римлянами, храм Аполлона, постепенно хирея, просуществовал еще несколько столетий, но только в IV веке (в 390 году н. э.) при укреплении христианства, был запрещен императором Феодосием. Набиравшее силу христианство уничтожило былое величие языческого храма Аполлона и его славные традиции.

Это был закат дельфийского оракула и целенаправленная акция по уничтожению языческих знаний и символов. Священнослужители новой религии сделали все, чтобы преуменьшить и свести на нет величие пророчеств языческого Аполлона. Надо полагать, именно поэтому, после закрытия храма Аполлона появились многочисленные версии, о якобы невнятных, недостоверных и двусмысленных пророчествах дельфийских пифий. Но все было совсем просто. Набиравшее силу христианство не могло мириться с наличием процветавшего популярного языческого святилища, к тому же обладавшего несметными богатствами, равным которым, не было во всем Средиземноморье. Но, по существующей версии, позже, некоторые из сивиллиных пророчеств, сделанные в Дельфах, были включены в библейские тексты.

О пророках и лжепророках.

Существует абсолютно надежный способ отличать пророков истинных от всякого рода проходимцев и шарлатанов. И читатель может самостоятельно проверить по всем доступным ему источникам: ни один настоящий пророк не делал своих предсказаний из корысти. Эти люди всегда воспринимали свой дар, как некую обязанность бескорыстно помогать людям. Но, к сожалению, вокруг них во все времена находились люди, которые эксплуатировали их дар себе во благо. Бескорыстие это отличительный знак, который всегда отличал истинных пророков, от многочисленных корыстолюбивых и нечистоплотных шарлатанов, «экстрасенсов», «колдунов» и многочисленных «астрологов», сделавших обман на доверии людей, своей основной профессией. При этом корыстолюбивые самозванцы, наверное, не знают, что у русского народа существовало    древнее суеверие, что «стяжательство разрушает судьбу стяжателя и его близких, в семи поколениях». Впрочем, это народное поверие, касается абсолютно всех стяжателей, в каком бы обличии и звании они не находились. Как память об удивительных дельфийских пифиях, сохранилась красивая, дошедшая до наших дней старая легенда, что любой добропорядочный человек, не запятнанный преступлением, придя на закате солнца на развалины храма Аполлона, отрешившись от всех своих забот, и погрузившись в себя, может получить от богов безукоризненно точный ответ на любой свой вопрос.

Но и после разрушения дельфийского храма и дельфийского оракула, сивилл и пророчиц еще долгое время продолжали почитать в других регионах Средиземноморья. К ним прислушивались даже римские императоры, хотя их прогнозы, чаще всего доставляли им не удовольствие, а беспокойство, ибо, как правило, ничего хорошего, сивиллы римским цезарям не пророчили. И нам просто необходимо сказать несколько слов об этих удивительнейших, ставших уже полулегендарными, прорицательницах прошлого.

Предыдущая статья: Легенда о Крезе.   Следующая статья: Сивиллы.

Пятое измерение