Бальсовый плот. » Комета-Возмездие
ruen

КОМЕТА-ВОЗМЕЗДИЕ

Авторский сайт Бударина М.Д.

Бальсовый плот.

«Обширность ума измеряется числом идей и их сочетанием».

Гельвеций.

 

Бальсовый плот.Бальсовый плот Кон-Тики

Чтобы доказать удивительные мореходные качества бальсового плота, Тур Хейердал организовал морскую экспедицию, и на бальсовом плоту «Кон-Тики», преодолел расстояние в 4000 морских миль. При этом бальсовый плот не только сохранил свою плавучесть, но и показал прекрасную маневренность при использовании паруса и выдвижных гуар, изобретенных перуанцами.

Тур Хейердал опытным путем подтвердил, что у древних перуанцев бальсовый плот был универсальным мореходным средством, использовавшимся для плавания, как вдоль берегов Перу, так и на сверхдальние расстояния. Перуанцы строили плоты, обладавшие отличной плавучестью, или из бальсы, или из снопов камыша либо тростника, которые связывали в виде лодки.

Такое плавательное средство, простое и надежное, обладало прекрасными мореходными качествами и к тому же имело возможность ходить под парусом.

К сожалению, современные ученые, не зная о мореходных качествах бальсового плота, и не имея возможности опытным путем подтвердить или опровергнуть достоинства бальсовых плотов, на основе ничем не подтвержденных умозрительных заключений, сделали вывод, что бальса впитывает воду, и примитивные бальсовые плоты не годились для плаваний в открытом море. И это ничем необоснованное предположение, на долгие годы явилось непреодолимым препятствием для признания роли бальсовых плотов в освоении просторов Мирового океана.

Бальсовый плот.Бальса - самое легкое дерево в мире

В связи с этим любопытно ознакомиться с письменным сообщением о бальсовых плотах личного секретаря испанского конкистадора Франсиско Писарро, Франсиско де Хереса, которое датируется 1534 годом. В нем он пишет, что небольшой бальсовый плот, грузоподъемностью около тридцати шести тонн, имевший команду из двадцати человек индейцев - мужчин и женщин, был захвачен испанцами.  Плот перуанцев был покрыт тростниковой палубой, поднятой настолько высоко, что груз и команда были недоступны для воды. Брёвна и тростник индейцы увязывали веревками из генекенового волокна, напоминавшего пеньку. Плот оснащался мачтами и реями с хлопчатобумажными парусами очень хорошего качества. Вместо якорей использовались камни, по внешнему виду напоминающие жернова.  Для сравнения сообщим, что водоизмещение каравеллы испанцев составляло сорок тонн, а команда каравеллы была наполовину меньше пассажиров плота.

Хронист Лас Касас пишет, что аборигены Перу управляли бальсовыми плотами с помощью парусов и весел.

Вот примерное устройство индейских бальсовых плотов, по описанию испанцев.

Они брали для плотов нечетное количество длинных легких бревен (пять, семь, девять или одиннадцать), и связывали их вместе с поперечинами, на которые настилали палубу и устанавливали парус и весла. Такие плоты способны были перевозить до пятидесяти человек и трех лошадей. На плоту имелось место для приготовления горячей пищи и такие плоты легко выдерживали шторма и многомесячные плавания. Необычная маневренность бальсовых плотов, обеспечивалась применением гуар, что позволяло вести плот даже против ветра. Применение гуар позволяло бальсовым плотам ходить и маневрировать не хуже килевых судов, и успешно противостоять сносу. Гуары выполняли функцию выдвижных килей, и метод управления ими оказался необычайно эффективен и прост.

Достигалось это не с помощью руля, а с помощью досок, длиной три-четыре метра и шириной около полуметра, которые устанавливались вертикально между бревнами на носу, и на корме. Погружая глубоко в воду одни доски и поднимая другие, аборигены на бальсовых плотах легко выполняли все маневры, доступные килевым судам. Это удачное изобретение до сих пор неизвестно в Европе. Однако гуара, в отличие от рулевого весла, может применяться только вместе с парусом, ибо без паруса в гуаре нет смысла.

Предыдущая статья: Гипотетические маршруты Тура Хейердала.   Следующая статья: Кон-Тики.