Тайна Александрийской библиотеки » Комета-Возмездие
ruen

КОМЕТА-ВОЗМЕЗДИЕ

Авторский сайт Бударина М.Д.

Тайна Александрийской библиотеки.

«Костер задушил голос Бруно, исторг отречение Галилея, вынудил к малодушию Декарта.
А что он боролся против книги, не доказывает ли тот факт, что еще долго после того, как палач перестал возводить на костер мыслителя, он продолжал бросать в огонь его оружие – книгу».

Тимирязев.

 

К ст. Александрийская библиотека

Город Александрия был основан в 332 году до н.э. Александром Македонским, вследствие чего позже, он и получил его имя.

По преданию, город проектировал Дейнократ Родосский, по плану, предложенному самим Александром Македонским, а руководил строительством города Клеомен из Навкратиса.

Александрия была построена на берегу Средиземного моря, недалеко от дельты Нила и первоначально обнесена стеной длиной в шесть километров и шириной в два километра.

По обеим сторонам главных улиц, имевших тридцатиметровую ширину, располагались колоннады.

Задуманный как город ученых, город Александрия соединялся с островом Фарос, на котором располагался знаменитый Александрийский маяк, дамбой, длиной в 1290 метров, и имел четыре удобные пристани.

К ст. Александрийская библиотека. Птолемей II.

Говорят, что в период своего расцвета, население Александрии, состоявшее в основном из ученых греков и иудеев, и многочисленных гостей, достигало миллиона человек, а площадь города превышала сто квадратных километров.

В Римской империи город считался вторым по значению после самого Рима. Среди достопримечательностей города современники отмечали гробницу Александра Македонского, дворцы Птолемеев, Юлия Цезаря и Марка Антония, храм Посейдона и театр.

Но основу славы города составляла знаменитая Александрийская библиотека, входящая в состав Мусейона (досл. «храм муз»), откуда впоследствии и произошло современное слово «музей».

Александрийская библиотека своей известностью затмила даже славу знаменитого Фаросского маяка, являвшегося одним из «семи чудес света» античности.

Деметрий Фалерский

Создание Александрийской библиотеки связывают с именем Птолемея Первого Сотера (Спасителя), который после смерти Александра Македонского и распада его империи, стал царем покоренного Египта и основателем династии Птолемидов, сделав Александрию столицей Египетского государства. Птолемей Сотер пригласил для организации работы Александрийского Мусейона и  Александрийской библиотеки греческого ученого Деметрия Фалерского, ученика Теофраста,  который являлся учеником Аристотеля, наставника и воспитателя Александра Македонского.

После смерти Аристотеля, Теофраст унаследовал его библиотеку, в которой насчитывалось порядка сорока тысяч рукописных книг, собранных Аристотелем во время завоевательных походов Александра Македонского.

Между тем Аристотель известен и тем, что был одним из самых талантливых и умнейших учеников Платона, и кроме того являлся организатором Афинского Ликея (лицея), в котором учился Теофраст.

Надо сказать, что Деметрий Фалерский одно время был правителем Афин и обладал хорошими организаторскими способностями.

Именно он посоветовал Птолемею Сотеру выкупить у Теофраста библиотеку Аристотеля, на тот момент являвшуюся лучшим собранием книг мировой литературы, которая и легла в основу Александрийской библиотеки.

По его же совету, работа Александрийского Мусейона была организована по подобию Академии Платона и Ликея (лицея) Аристотеля.

По преданию, благодаря его же совету, Птолемей Сотер организовал и знаменитый перевод на греческий язык Пятикнижия Ветхого Завета,  который, согласно легенды, осуществили семьдесят (по другой версии – семьдесят два) лучших толковников(переводчиков), вследствие чего он и получил название Септуагинты.

Попутно следует сказать, что сообщаемые древними авторами подробности  перевода Септуагинты, являются красивой астральной легендой, служащей для пояснения астральной сущности библейских текстов.

И поэтому, чтобы не впасть в заблуждение, их нельзя рассматривать как историческое свидетельство.

Рассказывают, что Птолемей Сотер собирал свою библиотеку двадцать три года, а для того, чтобы заполучить в Александрию Менандра, считающегося основателем аттической комедии и которого Аристофан Византийский ставил на первое место после Гомера, он обещал самые богатые дары и даже половину собственного царства.

Однако преемник Сотера, Птолемей Филадельф превзошел своего отца.

Он приказал, не торгуясь скупать или делать копии всех известных книг, в Греции и за ее пределами, и особенно  высоко им ценились книги, хранящиеся в святилищах Афин и на острове Родос.

Александрийский Мусейон

Александрийский Мусейон представлял собой академический городок с университетом, в котором работали самые известные ученые того времени, для нужд которого были построены обсерватория, зоопарк, ботанический сад и библиотека.

Строго говоря, библиотек было две.

Первая была построена во время правления Птолемея Сотера (305-283 гг. до н.э.), и располагалась в квартале Брухийон, в здании примыкавшем к царскому дворцу, а вторая, так называемая «дочерняя» библиотека, была выделена из первой около 235 года до н.э., во время правления Птолемея Третьего (247-221 гг. до н.э.) и располагалась в храме Серапис (Сарапис), построенном в квартале Ракотис, при участии верховного жреца и историка Манефона, автора знаменитой «Египтиаки»

храм Сераписа

Считается, что в библиотеке храма Сераписа хранилось 42000 томов специальных книг, но  кроме того, она имела и большое количество копий из фондов основной библиотеки.

Но здесь опять необходимо пояснение.

Культ Сераписа был введен в Александрии Птолемеем Сотером при активном участии Манефона, и объединил в себе имена и культы египетских богов Сета, Осириса и его быка Аписа, что соответствовало греческому Аиду, Дионису и Зевсу.

Серапис изображался в виде статуи Зевса с мерой зерна на голове и считался покровителем династии Птолемеев.

Культ был создан, чтобы объединить религии Египта и Греции, как прообраз единой мировой религии, и библиотека храма Серапис сыграла не последнюю роль в установлении христианства в Римской империи.

Этот культ получил распространение по всему средиземноморскому региону, и позже стал основой христианства.

Поэтому книжные фонды обеих библиотек имели разную направленность.

Библиотеку, располагавшуюся а квартале Брухийон, условно можно назвать светской, а находившуюся в храме Серапис, также условно – религиозной, т.к. она аккумулировала в себе мифологические тексты, относящиеся к истории возникновения нового культа, непосредственно связанного с историей «сотворения мира», т.е. глобальными катастрофами Земли.

К ст. Александрийская библиотека

И эта библиотека находилась в ведении главного жреца храма Серапис.

Библиотечные фонды постоянно и активно пополнялись.

Согласно преданию, Птолемей Сотер, и воцарившийся после, его сын, Птолемей Второй Филадельф, посылали в разные страны свои корабли и представительства для закупки всех известных книг.

Коллекция библиотечных книг пополнялась и другим образом.

Рассказывают, что по существующему обычаю, прибывающие в Александрию корабли, обязаны были по распоряжению таможенной службы, предоставить в библиотеку все имеющиеся на борту корабля книги и свитки для продажи или копирования.

Уже во время царствования Птолемея Филадельфа, Александрийская библиотека насчитывала 400 000 рукописных книг, а еще через двести лет их количество возросло до 700 000 книг.

Во избежание недоразумений, следует подчеркнуть, что в это число входили и многочисленные копии, непосредственно изготавливаемые в Александрийской библиотеке сотнями переписчиков.

Полагают, что эти копии обменивали, продавали или дарили в другие коллекции и библиотеки, а также использовали для обучения в Александрийском университете, где одновременно обучалось несколько сотен учащихся, имевших около ста преподавателей по всем отраслям знаний.

Главой Александрийского Мусейона являлся верховный жрец, которого назначал царь.

К ст. Александрийская библиотека

Он же назначал и главного хранителя  Александрийской библиотеки, из числа наиболее видных ученых, писателей или поэтов.

Вот только некоторые достославные имена древних ученых, из числа упоминаемых главных хранителей Александрийской библиотеки, согласно так называемым оксиринхским папирусам: Зенодот Эфесский, Эратосфен Киренский, Аполлоний Родосский, Каллимах Киренский, Аристофан Византийский, Клавдий Птолемей.

Надо сказать, что каждый из них оставил свой яркий след в истории науки и мировой культуры, чему в немалой степени способствовала занимаемая ими должность.

Например, Каллимах оставил после себя свыше 800 сочинений, но прославился созданием 120-томного полного каталога Александрийской библиотеки, известного под названием «Таблицы тех, кто прославился во всех областях знания».

К сожалению, этот фундаментальный библиографический труд не сохранился, и поэтому мы не можем представить себе в полном объеме фонды и масштабы Александрийской библиотеки.

Известно лишь, что после Каллимаха, над составлением и усовершенствованием библиографического каталога Александрийской библиотеки долгое время трудился Аристофан.

После смерти Птолемея Сотера, главным хранителем библиотеки стал наставник и воспитатель его сына и наследника, Птолемея Филадельфа, греческий ученый Зенодот Эфесский.

По преданию, именно он создал наиболее полную дошедшую до нас, запись «Илиады» и «Одиссеи» Гомера.

Эратосфен, занимавший пост главного хранителя библиотеки с 235 года до н.э., впервые ввел в обращение термин «география», вычислил окружность Земли, и после тщательного изучения имеющихся в его распоряжении множества старых географических карт, разработал метод построения географических карт.

Более того, на основании прежних исторических хроник и географических карт, создал свою собственную обобщенную карту мира. Известно лишь, что существовало много копий  карт Древнего мира, которые использовал для своей работы Эратосфен

К ст. Александрийская библиотека

К сожалению, до настоящего времени карта Эратосфена не сохранилась. Но в результате утечки информации, некоторые копии карт, которыми пользовался Эратосфен, попали в частные руки и были опубликованы (подробнее см в ст. «Древние карты»)

Согласно преданию,  Эратосфен разработал и основы современного солнечного календаря, значительно позже введенного в обращение Юлием Цезарем и потому получившего название юлианского.

Еще один великий ученый, Клавдий Птолемей, также в свое время бывший главным хранителем библиотеки, создал геоцентрическую систему мира и написал «Великое математическое построение астрономии», впоследствии названное арабами «Альмагест».

В Александрийской библиотеке учились и создавали свои шедевры многие великие ученые древности, среди которых Эвклид, Теон Александрийский, Архимед, Аполлоний из Перги, Герофил Халкедонский, Аристарх Самосский и другие.

В этой библиотеке были собраны все письменные источники древности, которые сумела собрать династия Птолемеев.

Но до сих пор нам неизвестна достоверная судьба книжного фонда Александрийской библиотеки.

Существуют три версии ее гибели, но ни одна из них не подтверждена достоверными фактами.

Согласно первой версии, библиотека сгорела в 47 году до н.э., во время так называемой Александрийской войны, и к ее гибели историки считают причастным Юлия Цезаря.

Данные события действительно имели место на территории Александрии, во время династической борьбы между Клеопатрой Седьмой и ее малолетним братом и супругом, Птолемеем Тринадцатым Дионисием.

Клеопатра являлась старшей дочерью Птолемея Двенадцатого Авлета, и по его завещанию, в 17 лет была назначена соправительницей своего несовершеннолетнего супруга, но в 48 году до н.э. в результате мятежа и дворцового переворота потеряла власть.

Мятеж поднял египетский военачальник Ахилла, в результате чего к власти пришла младшая сестра Клеопатры - Арсиноя.

Однако вскоре после этого, Клеопатра, поддержанная находящимся в Александрии немногочисленным войском Юлия Цезаря, выступившего против мятежного Ахилла, сумела вернуть себе власть.

Юлий Цезарь

Согласно существующей легенды, Юлий Цезарь, вынужденный сражаться на улицах Александрии против значительно превосходящих сил противника, чтобы придать стойкость своим войскам, приказал сжечь римский флот, на который уже грузились, готовые к эвакуации в Рим, ценности и рукописи Александрийской библиотеки.

С пристани пожар перекинулся на город, при этом часть книжного фонда, находящаяся на кораблях, сгорела.

Срочно прибывшие на помощь Юлию Цезарю римские войска из Сирии, помогли подавить мятеж.

В 47 году до н.э. благодарная Клеопатра родила от Юлия Цезаря сына, который официально был признан им и назван Цезарионом.

Чтобы узаконить свою власть, она выходит замуж за  своего младшего брата, известного под именем Птолемея Четырнадцатого.

В 46 году до н.э. Клеопатра торжественно прибывает в Рим, где официально провозглашается союзником Римской империи. После смерти Юлия Цезаря и начавшейся в необъятной Римской империи Гражданской войны, она становится на сторону триумвирата созданного Антонием, Октавианом и Лепидом.

При разделе провинций между триумвирами, Марк Антоний получил восточные области Римской империи и связал свою судьбу с Клеопатрой, попав под ее полное влияние, чем восстановил против себя весь Рим.

И уже в 31 году до н.э. египетский флот потерпел сокрушительное поражение от римлян у мыса Акций, после чего Антоний и Клеопатра покончили жизнь самоубийством, а Египет был превращен в римскую провинцию, и полностью потерял свою независимость.

С этого времени Александрийская библиотека официально становится собственностью Римской империи.

Известно, что фонды Александрийской библиотеки, сгоревшие по вине Юлия Цезаря, попытался восстановить в полном объеме (и кажется, восстановил) Марк Антоний, который после смерти Юлия Цезаря, став наместником Египта, скупил все книги библиотеки Пергама, в которой находились практически все копии книг из Александрии.

Он сделал воистину царский подарок Клеопатре, преподнеся ей 200 000 томов уникальных книг, вывезенных из Пергамской библиотеки, многие из которых являлись автографами и стоили целые состояния. Позже их разместили в фондах дочерней библиотеки Александрии.

Повторно Александрийская библиотека сильно пострадала во время захвата Египта Зенобией (Зиновией) Пальмирой.

Исповедовавшая иудаизм Зенобия Септимия, ставшая августой Пальмиры в 267 году, объявила Пальмиру независимым от Рима царством, и, разбив посланные на ее подавление легионы римского императора Публия Лициния Игнация Галлиена, завоевала Египет.

Попутно отметим, что именно Галлиен предоставил свободу вероисповедания христианам.

Это было самое кризисное для Римской империи время.

Зенобия

Посланный на усмирение мятежной Зенобии, «восстановитель империи» Луций Домиций Аврелиан, в 273 году разбил семидесятитысячное войско Пальмиры и пленил царицу Зенобию, присоединив к Римской империи почти все утраченные ранее области.

Во время этой войны, часть Александрийской библиотеки была сожжена и разграблена сторонниками Зенобии, но после ее пленения,  снова почти полностью восстановлена.

Любопытно, что после победы над Зенобией, Аврелиан начинает утверждать в Римской империи неограниченную власть императора, и официально стал именовать себя «господином и богом».

При этом повсеместно в Римской империи вводится культ Непобедимого Солнца, т.е. Аврелиан также пытался восстановить в Римской империи уже подзабытую к этому времени религию фараона Эхнатона.

Однако это был не последний пожар Александрийской библиотеки.

Еще одно, самое жестокое и бессмысленное уничтожение фондов Александрийской библиотеки, произошло в 391 году, во время правления (375-395 гг.) императора Феодосия Великого.

В этот трагический год, толпы христианских фанатиков, подогреваемыми проповедями епископа Александрии Феофила, чтобы утвердить главенствующую роль христианской религии, буквально разгромили Александрийскую библиотеку, имея целью уничтожить все языческие и еретические книги.

Погром завершился пожаром, в котором погибло большинство рукописей, некоторые из которых стоили целые состояния.

Такова официальная версия.

Но совершенно случайно мне на глаза попалась информация о надгробной надписи  в склепе богатого купца, относящейся приблизительно к 380 году, в которой утверждается, что в течение года, двадцать его кораблей перевозили священные тексты из Египта на остров Родос и в Рим, за что он получил благодарность и благословение от самого Папы Римского.

Не  могу судить о  степени правдивости  данной информации,  ибо она опубликована не в академическом издании, но достоверно известно, что позже, «сгоревшие и уничтоженные» книги Александрийской библиотеки таинственным образом стали появляться в других коллекциях, библиотеках и собраниях, чтобы по прошествие времени, опять бесследно исчезнуть.

Но если бесценные книги, стоящие целые состояния, «бесследно» исчезают, значит, это тоже было кому-то нужно.

И именно в папской библиотеке, Алонсо Пинсон, один из капитанов легендарной эскадры Колумба, обнаружил координаты таинственного острова Сипанго, поисками которого Колумб занимался всю свою жизнь.

Но об этом я расскажу в следующих главах.

Между тем, несмотря на беспощадный погром и пожар, устроенный бесноватым Феофилом, основные фонды Александрийской библиотеки все-таки сохранились, и библиотека продолжала существовать.

Окончательную ее гибель историки опять-таки необоснованно связывают с нашествием на Египет арабов под предводительством халифа Омара Первого, и даже сообщают точную дату этого события - 641 год, когда после четырнадцатимесячной осады войска халифа Омара захватили Александрию.

В своих предыдущих книгах я уже сообщал о красивой легенде, связанной с этим событием, которая родилась благодаря книге «История династий» сирийского писателя тринадцатого века Абуль Фараджа.  Легенда гласит, что когда  войска халифа стали сжигать книги на площади, служители Александрийской библиотеки на коленях умоляли его, сжечь  лучше их, но пощадить книги. Однако халиф им ответил: «Если в них хранится то, что написано в Коране, они бесполезны, а если противоречат слову Аллаха – вредны».

Александрийская библиотека действительно сильно пострадала во время узаконенных грабежей войск победителя, на разграбление которым, по традициям того времени, на три дня отдавались все ожесточенно сопротивляющиеся города после их захвата.

Однако основная часть книжного фонда  опять уцелела и стала наиболее ценным военным трофеем халифа Омара, а ее бесценные книжные фонды чуть позже стали украшением и гордостью наиболее выдающихся библиотек, коллекций и собраний арабского Востока.

 

Древние библиотеки арабского халифата.

 

Арабский халифат

Мне неизвестна причина, по которой ортодоксальные ученые упорно не желают замечать, что именно захват Александрийской библиотеки халифом Омаром, послужил причиной длительного периода эпохи арабского Ренессанса (Возрождения).

Рассказ об этом слишком объемен, и я лишь кратко поясню, о чем идет речь.

После завоевания арабами Палестины, Сирии, Марокко, Персии и Египта, возникло огромное, от Атлантического океана до Индии, государство Арабский халифат, большую часть населения которого составляли исповедующие ислам арабы.

Первоначальной столицей этого государства был город Ясриб, где по преданию, находилась могила пророка Мухаммеда.

Багдад

Но вновь образованному государству нужна была новая столица, и в 762 году началось строительство Багдада (досл. «Божий дар»).

В период своего расцвета город насчитывал два миллиона жителей и имел тридцать тысяч мечетей, но при этом являлся и центром арабской культуры.

Историки свидетельствуют, что при каждой мечети была своя библиотека, и существовал даже обычай, согласно которому умирающие завещали свои книги мечетям.

Кроме того, общественные библиотеки имелись во всех городах халифата, например, в Багдаде имелось тридцать общественных библиотек, а в Мерве - двенадцать, при этом книжный фонд каждой из них насчитывал до десяти тысяч томов.

Еще более крупные библиотеки имелись в Каире и Кордове, менее известные в Басре, Мосуле, Нишапуре, Дамаске, Рамхормозе и десятках других городов.

Потрясает рассказ о гибели Каирской библиотеки, оставшейся после смерти халифа Альмостансера (Аль-Хакима) ( ?-976 г.) из династии Оммиядов, являвшегося кроме прочего и правителем Кордовы, в которой в сорока огромных залах хранилось 600000 книг, среди которых было множество автографов в драгоценных переплетах.

Ее в 1080 году растащили солдаты и визирь халифа за просроченное жалованье.

При этом сообщается, что визирь в зачет причитающегося ему долга, на двадцати пяти верблюдах увез дорогих книг на сумму в сто пятьдесят тысяч динариев (фантастическая сумма эквивалентная миллиону золотых рублей).

Оставшиеся книги разграбили солдаты, используя бесценные кожаные переплеты книг на обувь. Оставшиеся книги частью сожгли, частью свалили в огромные кучи, которые быстро занесло песком и пылью, получившие у местных жителей название «книжных холмов».

Не менее трагичной является судьба Дамасской библиотеки, книг из которой после захвата города солдатам хватило, чтобы полностью запрудить ими протекающую здесь реку Бараду и организовать переправу по плотине из книг.

Впечатляющими были и частные собрания книг.

Сохранились сведения о библиотеке везира ас-Сахида, в которой имелось свыше 117 тысяч книг, десятки тысяч книг насчитывали библиотеки везира аль-Амида, историка аль-Вагиди, ученого аль-Байкони, причем многие содержащиеся в них книги являлись автографами.

Прекрасную и очень большую дворцовую библиотеку имел султан Адуд ад-Дауд.

Дом мудрости

Кроме того, по образцу Александрийской библиотеки в халифате было создано множество Домов Мудрости, в которых работали тысячи переводчиков и переписчиков, которые создавали переводы древнегреческой, римской, персидской и индийской литературы по арифметике, алгебре, астрономии, философии и другим наукам.

Надо сказать, что многие работы римских и греческих авторов из Александрийской библиотеки, в том числе и «Альмагест» Птолемея, дошли до нас только благодаря этим арабским переводам, и это также исключает версию об уничтожении Александрийской библиотеки арабами.

Производство книг было столь велико, что к середине восьмого века Арабский халифат стал испытывать острую нехватку в папирусе и пергаменте, поэтому в 751 году в Самарканде, Дамаске и Багдаде были открыты бумажные фабрики, работавшие по заимствованной (по другой версии украденной) у китайцев технологии.

От арабских халифов Мамуна и Гаруна ар-Рашида возникла традиция приглашать ко двору лучших поэтов, ученых, писателей, каллиграфов, астрологов.

По примеру египетских царей Птолемеев, арабские халифы снаряжали целые экспедиции для покупки редких книг в Византию и другие страны.

В находящейся на Пиренейском полуострове Испании, являвшейся в то время провинцией аль – Андалуз (досл. жемчужина) Арабского халифата, крупные культурные центры располагались в Толедо и Кордове.

К концу двенадцатого века город Кордова насчитывал более полумиллиона жителей и являлся резиденцией халифа.

Редкие книги

В дворцовой библиотеке халифа Рахмана аль Хакама Второго насчитывалось свыше 400 000 томов книг, а ее каталог составлял 44 тома.

В ней также содержался огромный штат каллиграфов, переводчиков, иллюстраторов и переписчиков, специально осуществлявших перевод книг с арабского на европейские языки, благодаря которым до нас и дошли сочинения Аристотеля, Птолемея и Гиппократа, ранее хранившиеся в Алексанрийской библиотеке.

Все это, вопреки мнению ортодоксальных ученых, бесстрастно свидетельствует о том, что книжные фонды Александрийской библиотеки не были уничтожены, а их правопреемниками на правах победителей стали арабы.

В 1236 году, во время реконкисты, библиотека Кордовы была сожжена по приказу кардинала Хименеса.

В огне погибло 280 000 томов книг, но и после этого пожара библиотека Кордовы все еще продолжала существовать, и, согласно существующей легенды, ее архивами неоднократно пользовался Христофор Колумб.

И здесь я хочу обратить внимание читателя на одну закономерность.

После того, как гигантская библиотека Кордовы, на протяжении веков создаваемая арабскими халифами, окончательно захирела, в Испании, как следствие реконкисты, началось тотальное господство инквизиции, подавление всякого инакомыслия и изгнание евреев и мавров за пределы страны.

В стране наступила эпоха кровавого средневековья.

Библиотека Ватикана

Между тем, активное пополнение папской библиотеки в Ватикане книжными фондами из Александрии и Кордовы, привело к эпохе итальянского Ренессанса.    Вывод прост и очевиден. В  странах,  в которые перемещались  тайные знания Древнего Мира,  всегда наступала эпоха  длительного Ренессанса.

И после всего вышеизложенного, я  опять должен верить версии ортодоксальных ученых, что фонды Александрийской библиотеки погибли? Следует отметить и еще одну закономерность.

Изучая судьбу всех великих библиотек древности, нельзя было, не обратить внимание, на один факт.

Их таинственному исчезновению всегда сопутствовали легенды об их гибели, которые никогда не подтверждались.

Нам еще не раз придется по ходу повествования рассказывать о судьбе различных исчезнувших архивов, отвлекаясь от рассказа о глобальных катастрофах Земли, но эти события взаимосвязаны, и в противном случае наш рассказ будет неполным и неясным.

 

 

Библиотека Улугбека.

 

Улугбек

Например, библиотека великого ученого арабского Востока Улугбека, любимого внука Тамерлана (досл. «железный хромой»), от его сына Шахруха, состояла из захваченной в 1402 году войсками Тимура знаменитой Пергамской библиотеки, фонды которой,  мало в чем уступали Александрийской библиотеке.

Позже она была многократно увеличена караванами книг из покоренных стран, присылаемых в Самарканд хромым Тимуром из своих бесчисленных победоносных походов.

Основание ей положил отец Улугбека Шахрух, который собрал в своей дворцовой библиотеке в Герате, правителем которого он являлся, десятки тысяч манускриптов – автографов из покоренных Тимуром стран, в том числе из Армении, Грузии и Персии.

Позже, на протяжении всей жизни, Улугбек, унаследовавший библиотеку отца, постоянно пополнял свою библиотеку, скупая все редкие книги.

И по легенде, не торгуясь, Улугбек отдавал за уникальные книги любую запрашиваемую цену.

Великий астроном и ученый, построивший вблизи Самарканда в годы своего правления, самую современную обсерваторию, он всю свою жизнь посвятил науке, не слишком заботясь о сохранении своей власти.

Свергнутый и казненный по приказу своего старшего сына Абдуллалатифа 27 сентября 1449 года, он оставил потомкам свои знаменитые «Звездные таблицы Улугбека» («Зидж Улугбека (Гурагони)»), в которых с поразительной точностью навсегда зафиксировал положение 1018 неподвижных звезд земного неба в 1437 году, и которыми до сих пор пользуются современные астрономы.

Время его правления – это время расцвета науки и литературы в Самарканде и Бухаре.

Будучи просвещенным человеком и унаследовавший благодаря своей библиотеке знания предыдущих цивилизаций, он не заблуждался относительно будущего своего государства и даже будущего существующих религий.

В своей книге «Зидж Улугбека» он написал: «Религии рассеются как туман. Царства разрушатся. Но труды ученых останутся на все времена…»

Уже отстраненный от власти, не желая заботиться о собственной жизни, он, согласно легенды, позаботился о сохранении самого ценного из своей библиотеки.

Согласно одной из версий, незадолго до потери власти, понимая неизбежную близость конца, Улугбек отправил за пределы страны главного смотрителя своей библиотеки Али-Кушчи, для сопровождения караванов с наиболее ценными книгами из своей библиотеки, некоторые из которых позже «всплывут» в Османской империи, после покорения ею Византии.  И до сих пор не существует ни одного свидетельства, что его библиотека погибла.

 

 

Библиотеки Византии.

 

 

Юлиан Отступник (Апостат)

Письменные источники сообщают о наличии в Византии десятков монастырских библиотек и патриаршьей библиотеке.

Начало собранию книжных фондов публичной византийской библиотеки положил римский император Константин Первый Великий (274-337), после которого его племянник Юлиан Отступник (Апостат) (331-363) не только увеличил фонды рукописей до 120000 экземпляров, но и сделал ее предметом своих постоянных забот, за что просвещенного монарха недолюбливали христианские проповедники.

Характерно, что после посвящения в Элевсинские мистерии в Афинах, он перешел из христианства в язычество, за что и получил свое прозвище Апостат. (Элевсинские мистерии были посвящены Деметре и событиям Критского катаклизма)

А это свидетельствует о том, что в означенное время (355 г.) уже не все, даже римские императоры, удостаивались чести быть посвященными в тайны исповедуемой религии.

А византийский император Феодосий Второй Младший (Каллиграф), не только постоянно пополнял библиотеку, но и собственноручно переписывал редкие книги, за что и заслужил свое прозвище Каллиграф. Библиотека сильно пострадала от огня при Василиске, но позже была восстановлена императором Зеноном.

Однако еще позже, римский император Лев Третий Исаврянин (717-741), озлобленный на ученых, противившихся богословам христианства, запер их в публичной библиотеке и сжег заживо. При этом также пострадало несколько десятков тысяч рукописей.

Следует сказать, что в Константинополе в здании Вуколеона (царского дворца) существовала еще и богатая императорская библиотека избранных книг, которую, как считают, основал сын Константина Великого, Констанций Порфирогенет (Багрянородный), значительно увеличенная при династи Комнинов (1081-1185 гг.)

Византия, имевшая в своих книгохранилищах гигантские книжные фонды, пережила два исторических книжных погрома, устроенных в тринадцатом веке крестоносцами и в четырнадцатом турецкими войсками.

О том, как обесценились книги, после захвата Константинополя, свидетельствует византийский хронист пятнадцатого века Дукас: «Когда Константинополем овладели турки, то греки продавали десять рукописей Платоновых, Аристотелевых, богословских, за одну мелкую монету».

Он же пишет, что при разграблении города турки долго не могли решить вопрос, куда девать «бесчисленное множество книг».

Однако огромное количество книг византийцам удалось спасти от разграбления, переправив их в монастыри Афона.

 

Библиотека Афона.

 

При этом Ватопедский монастырь Афона получил книги византийских императоров Андроника Второго Палеолога и Иоанна Четвертого. Следует сказать и это важно для последующего рассказа о библиотеке Иоанна Грозного, что в этом монастыре десять лет проходил послушание Максим Грек, впоследствии вытребованный Иоанном Грозным для своей библиотеки. Как и следовало ожидать, после покорения Константинополя и захвата турецкими войсками бесчисленных и бесценных древних рукописей Византии, наступила эпоха турецкого Ренессанса.

 

 

Библиотека турецкого султана.

 

 

Султан Магомет

Султан Магомет Второй (1451-1481) в полной мере оценил доставшиеся ему знания древних цивилизаций, позаимствовав у христиан на правах победителя, даже византийскую символику звезды и полумесяца для  мусульманской религии, которую он исповедывал.

Христианская религия с потерей византийских книг понесла невосполнимые потери.

И уже Папа Римский Николай Пятый, один из основателей Ватиканской библиотеки, тщетно предлагает султану фантастический выкуп за автографы некоторых древних книг. Баснословные деньги предлагают и другие.

За хранившиеся у турецкого султана полные сочинения Тита Ливия, герцог Тосканский предлагает пять тысяч золотых испанских пиастров, а венецианский посол и вдвое больше, но книги, хранящие тайну «сотворения мира» дороже любых денег, и потому не продаются, а современные ученые до сих пор даже не знакомы с ними.

Между тем, по слухам, в руках султана оказались и все сорок томов «Исторической библиотеки» Диодора Сицилийского, сочинения Менандра, Эсхила, и, наверное, другие,   о которых до нас не дошли даже слухи.

Правда, современные исследователи справедливо сомневаются, что Фома Палеолог (?-1465), младший сын византийского императора Мануила Второго, самолично выбиравший наиболее самые ценные книги для эвакуации в период осады Константинополя турками, мог забыть книги Дионисия Галикарнасского, Тита Ливия, Диодора Сицилийского, Плиния, Плутарха, Менандра, Манефона, Эсхила и других древних авторов, составлявших главную гордость его коллекции.

Как бы то ни было, книги не погибли, а их тайны не стали предметом для торга.

Библиотека

Во время правления султана Амурата Четвертого (1623-1640), Тодерини, подкупив чиновника султанского дворца, составил частичный каталог библиотеки султана, в котором были обозначены книги Аристотеля, Плиния, а также часть книг, вывезенных из Иерусалима.

Пользуясь продажностью турецких чиновников, европейцам удалось выкупить сто восемьдесят пять малоценных манускриптов, отмеченных печатью султана.

Но после того, как пропажу книг обнаружили, султан Ахмет Третий (1673-1736) построил новое книгохранилище, усилив его охрану и окружив непроницаемой тайной содержание книжных фондов. С этих пор, все попытки европейцев проникнуть в тайну султанских библиотек, были безуспешными. Даже в тех случаях, когда им удавалось путем больших усилий, проникнуть в книгохранилища, им в лучшем случае, давали возможность увидеть малозначимые книги, не представлявшие интереса.

Однако исследователи не сомневаются, что потомки знаменитого халифа Харуна ар–Рашида (766-809), и его не менее достойного сына, халифа Аль – Мамуна, сохранили все самые ценные книги Византийской империи.

Эта уверенность связана с тем, что после захвата Византии, Стамбул никогда не подвергался грандиозным пожарам и разрушениям, а трепетное отношение мусульман к древним книгам общеизвестно.

Чуть позже, нам предстоит проследить и судьбу книг Фомы Палеолога, которые его племянница Софья привезла в качестве приданного Иоанну Грозному, в надежде на то, что Москва с их помощью будет третьим Римом, унаследовав знания великой Римской империи.

 

Финикийские библиотеки.

 

 

Пожалуй, не менее таинственной является и судьба известных храмовых книгохранилищ финикийских городов Тира, Сидона, Библа, Берита, которые были как минимум, на тысячелетие старше городов крито-минойской цивилизации.

Известно лишь, что в них сохранялись секретные сведения об атлантических колониях финикийцев.

 

Библиотека Карфагена.

 

 

Библиотека

Загадочным образом исчезли и многочисленные письменные первоисточники захваченного и сожженного римлянами в 146 году до н.э. древнего Карфагена.

А ведь в них также хранились сведения об атлантических колониях карфагенян.

Карфаген был так страшен римлянам, что по знаменитому постановлению Сената «Карфаген должен быть уничтожен!», они планомерно уничтожали и сжигали город в течение семнадцати дней.

А чтобы уничтожить саму память об этом месте, территорию города трижды перепахали плугом, засыпая в каждую борозду тонны соли.

Косвенные свидетельства о сохранившихся архивах Карфагена приводит древнегреческий писатель Плутарх из Хоронеи, который в трактате «О лике, видимом на Луне», пишет о неком иностранце, который, как можно предположить из трактата, изучал древние тайные знания на Британских островах, по-видимому, у жрецов древнего Стоунхенджа.

Вот что он пишет: « Чужестранец был переправлен туда, (как он говорил), и, пока служил богу, на досуге изучил астрологию, в которой добился очень многого, сколь можно добиться в занятиях геометрией и в других сферах философии для того, кто является натурфилософом.

Поскольку он сильно желал и стремился увидеть Большой остров (ибо так, как кажется, называют они нашу ойкумену), когда закончились тридцать лет, новые люди прибыли на смену с их родины, он попрощался со своими друзьями и отплыл, захватив с собой немного вещей, зато везя большую сумму в золотых слитках.

Манускрипт

Чтобы тщательно и в деталях рассказать обо всем пережитом им и обо всех людях, которых он там встретил, о найденных им священных книгах, посвящающих во всевозможные тайны, не хватит одного дня.

Но выслушаем,  же то, что относится к сегодняшнему нашему обсуждению.

Он провел много времени и в Карфагене, так как Кронос получал столь высокое почтение и в этой стране, и открыл некие священные пергаменты, которые были тайно укрыты в безопасном месте, когда старый город разрушили они долгое время лежали в земле незамеченными.

Из видимых богов особенно нужно почитать Луну, и он увещал меня к этому, ссылаясь на то, что она является владычицей жизни и смерти, находясь на границе с лугами Аида…»

(Я уже писал в своей книге «Тайна «кометы-возмездие»», что Стоунхендж строился для уточнения параметров орбиты и периода обращения «кометы-возмездие», и, по всей видимости, являлся международным проектом жрецов Древнего мира. ( подробнее см в ст. Стоунхендж)

Напомню также, что период обращения этой кометы определялся с помощью индиктиона, числовые характеристики которого рассчитывались на основе движения Луны.)

 

Тайны исчезнувших библиотек.

 

 

Древний манускрипт

Однако на этом тайны архивов древних манускриптов не заканчиваются, а удивительным образом находят свое продолжение в новейшей истории постреволюционной России и в архивах побежденной фашистской Германии.

И здесь я должен с горечью отметить, что многие тоталитарные режимы в стремлении монополизировать права на уникальные книги, содержащие тайные знания древних цивилизаций пытались уничтожить все копии древних книг, а единственные экземпляры с грифом «совершенно секретно» хранили в тайных архивах.

Наверное, следует сказать и о том, что неизвестна судьба и многих знаменитых частных собраний книг: Еврипида, Демосфена, Платона, Цицерона, Гая Плиния Секунд Старшего, каждая из которых состояла из десятков тысяч томов уникальных манускриптов.

Трудно считать, что все они бесследно исчезли.

Кроме того, неизвестна судьба и целых библиотек, которые стали военной добычей знаменитых полководцев.

Известно, что Сулла вывез в Рим более 30 000 свитков из Афин, а Лукулл перевез в Рим все книжные богатства Средней Азии.

Библиотека Ватикана

Между тем, до сих пор «тайну тайн» составляют гигантские книгохранилища знаменитой папской библиотеки в Риме, и о тайне этой библиотеки следует рассказать более подробно.

Булла Папы Римского Сикста Четвертого свидетельствует, что Ватиканская библиотека была основана 15 июня 1475 года и к моменту своего образования уже имела в своих хранилищах порядка пяти тысяч древних манускриптов, принадлежащих ранним христианам и собранных его предшественниками: Дамасом Первым, Бонифацием Восьмым и Николаем Пятым.

Среди них были уникальные образцы коптской, ассирийской, древнееврейской, древнегреческой, древнеарабской и латинской исторической литературы.

Позже, библиотека Ватикана активно пополнялась за счет купленных, полученных в дар, или переданных на вечное хранение фондов других библиотек, а также коллекций частных лиц и личных архивов знаменитых католиков.

В частности, некоторые исследователи полагают, что в библиотеке Ватикана находится до сих пор недоступный для изучения личный архив Христофора Колумба, неизвестные рукописи Коперника, Галилео Галилея, Леонардо да Винчи, книги из библиотек Александрии, Афин, Персеполя, Пергама, Кордовы, а также книги ацтеков, инков и майя.

 

Библиотека Святая Святых Иерусалимского храма.

 

 

Иерусалимскй храм

Не исключено, что здесь же хранятся и книги из Святая Святых Иерусалимского храма, которые плененный во время штурма Иерусалима казнохранитель храма Пинхас, выдал римскому полководцу (позже ставший римским императором) Титу Веспасиану, в обмен на свою жизнь, который в свою очередь передал их ученому иудею Иосифу Флавию, впоследствии принявшему римское гражданство. (Известно также, что часть иерусалимских книг хранилась в Константинополе.)

Поэтому, Иосиф Флавий, сохранивший нам историю Иудеи, был один из самых информированных авторов Древнего мира, и у меня нет ни малейшего сомнения, что позже, информация его книг использовалась и составителями библейских текстов, ведь по его собственному свидетельству, « … он, как священник и происходивший из священнического рода был хорошо посвящен в предсказания священных книг».

Однако сами книги Иосифа Флавия, и это буквально режет глаз при их чтении, имеют многочисленные купюры текста и позднейшие вставки христианских цензоров и переписчиков.

 

 

Библиотека Ватикана.

 

 

Библиотека Ватикана

Где-то в хранилищах Ватикана должны находиться и архивы уничтоженных католической Церковью тамплиеров и альбигойцев, а также бесчисленное множество архивов частных лиц, которых официальная католическая церковь жестоко преследовала и казнила как еретиков.

По информации из современных официальных источников, в настоящее время в библиотеке Ватикана хранится около миллиона печатных книг, около двухсот тысяч географических карт и документов, около семидесяти тысяч манускриптов, несколько тысяч первопечатных книг и другие произведения искусства.

До настоящего времени, эта гигантская даже по современным меркам коллекция книг, остается закрытой для подавляющего большинства независимых исследователей, а доступ к ее фондам строго ограничен и регламентирован.

Ватикан и его библиотека являются одним из самых охраняемых объектов современного мира, сохраняющие режим строжайшей секретности, и неизвестно, будет ли когда-либо этот сверхсекретный режим отменен.

А теперь нам следует вернуться к тайне уничтоженных конкистадорами книг цивилизаций Нового Света.

 

 

Судьба книг Нового Света.

 

Рукопись майя

Внимательно знакомясь с сохранившимися сведениями, освещающими этот вопрос, нельзя было не придти к выводу, что испанскими иезуитами уничтожались все книги цивилизаций Нового Света, чтобы сохранить их в единственном экземпляре, и таким образом установить собственную монополию на знания их жрецов.

Напомню, что согласно официальной версии, дон Хуан де Сумаррага, первый архиепископ Мехико, совместно с епископами и священнослужителями, при помощи испанских солдат, во исполнение буллы Папы Римского Григория  об уничтожении всех исторических книг, с каким-то безумным остервенением сжигали абсолютно все попадавшие к ним книги, вне зависимости от их содержания.

В результате из всех документов майя, относящихся к доколумбовой эпохе, в настоящее время известными остались всего три манускрипта.

Из них только один, так называемый Кодекс Троано (Кодекс Кортеса), хранится в настоящее время в Испании.

Два других, находятся в Дрездене и Париже.

Еще одна находка была сделана позже, в 1863 году, в Королевской библиотеке города Мадрида, священником Шарлем Этьеном Брассером де Бурбуром.

И об этой находке нам следует рассказать более подробно, ибо обнаруженная им рукопись второго архиепископа Юкатана Диего де Ланда (род.1524 - ум.1579) «Сообщение о делах в Юкатане», помогла пролить свет на некоторые тайны цивилизаций инков майя и ацтеков, в частности на тайну уникального календаря майя.

И эта рукопись является молчаливым, но безукоризненным свидетельством того, что католическая церковь все же сохранила в единственных экземплярах рукописные книги и календари Нового Света, составлявших основополагающую тайну религии цивилизаций Нового Света.

Ведь рукопись Диего де Ланда была написана с единственной целью: сохранить значение индейских иероглифов, а, следовательно, ее предполагалось использовать для расшифровки и познания тайны иероглифических книг и календарей цивилизаций Нового Света.

Сообщение о делах в Юкатане

Иначе возникает естественный вопрос, зачем Диего де Ланда потратил на написание своей рукописи более десяти лет жизни, если согласно официальной версии, все без исключения, иероглифические книги индейцев сожгли?

Кому в таком случае была бы полезна раскрытая тайна мертвых иероглифов?

Однако, если предположить, что святейшая инквизиция сожгла не все иероглифические книги, а наиболее важные из них были сохранены и переправлены в папскую библиотеку, то все последующие действия испанской инквизиции в Новом Свете, получают простое и логичное объяснение.

Ведь книга Диего де Ланда это своеобразный словарь для чтения священных иероглифических книг майя, предназначенный только для католических королей и первосвященников (аналогично тому, как Христофор Колумб писал отчеты о своих экспедициях только католическим королям и Папе Римскому).

Именно поэтому рукопись Диего де Ланда и была обнаружена в Королевской библиотеке.

Диего де Ланда

Логично и то, что позже, несмотря на надлежащий уход и охрану, рукопись повторно бесследно исчезла, а сохранившаяся копия семнадцатого века, оказалась весьма неполной, с перепутанным порядком глав, а потому малопонятной для современных исследователей.

Во-вторых, становятся понятными распоряжения папской администрации во время завоевания Нового Света и сразу после конкисты, назначать на должность священослужителей в индейские поселения, только грамотных лиц, знающих местные языки и обычаи.

Об этом же свидетельствует и вся биография Диего де Ланда.

Являясь членом ордена францисканцев в Толедо, он в 1549 году отправился в Новый Свет, на Юкатан, где исполнял должность епископа Мериды. Отличился особой патологической жестокостью при обращении индейцев в «добрых католиков».

Первым учредил на Юкатане инквизицию, широко применял по отношению к индейцам жесточайшие пытки и сожжение на кострах.

Поэтому даже в безумно-жестокое время конкисты, он был обвинен своими соратниками в чрезмерной жестокости по отношению к индейцам, после чего в 1564 году, был вынужден выехать в Испанию, чтобы оправдаться в своих зверствах.

Здесь, в 1566 году он закончил свой десятилетний труд «Сообщения о делах в Юкатане», благодаря которому был оправдан, освобожден от ответственности и в 1573 году вернулся на Юкатан, где и умер в 1579 году.

Надо сказать, что только благодаря сохранившейся, пусть и весьма несовершенной копии его книги, ученые смогли расшифровать хотя бы то немногое, что им удалось сделать с ее помощью.

На основании вышеизложенной информации я могу сделать единственный вывод.

 

 

Монополия на тайну.

 

 

Мировые религии

Самой главной причиной уничтожения исторических книг, явилось стремление религиозных вероучений монополизировать права на знания, которые могли бы пролить свет на естественно - научные причины возникновения мировых религий на Земле, т.е. их целью было сохранить тайну глобальных космических катаклизмов, которые и легли в основу всех религиозных культов.

Строго говоря, о сохранении сокровенных тайн древней истории правители заботились и задолго до возникновения христианства.

Вот косвенное свидетельство об этом Плутарха, взятое из его «Жизнеописания Александра Македонского»: «Александр, по-видимому, не только усвоил учения о нравственности и государстве, но приобщился и к тайным, более глубоким учениям, которые философы называли «устными» и «скрытыми» и не предавали их широкой огласке.

Находясь уже в Азии, Александр узнал, что Аристотель некоторые из этих учений обнародовал в книгах, и написал ему откровенное письмо в защиту философии, текст которого гласит:

«Александр Аристотелю желает благополучия!

Ты поступил неправильно, обнародовав учения, предназначенные только для устного преподавания.

Чем же мы будем отличаться от остальных людей, если те самые учения, на которых мы были воспитаны, сделаются общим достоянием?

Монополия на знания

Я хотел бы превосходить других не столько могуществом, сколько знаниями о высших предметах. Будь здоров». Успокаивая уязвленное самолюбие Александра, Аристотель оправдывается, утверждая, что эти учения хотя и обнародованы, но вместе с тем как бы и не обнародованы.»

(см. Плутарх, «Избранные жизнеописания», М. Изд. «Правда» 1987 т.2, стр. 367-368)

Поэтому снова и снова мы будем находить свидетельства того, что бесценные рукописи бесследно не исчезли, и не сгорели, ибо утверждение, что «рукописи не горят» - это аксиома, подтвержденная эмпирическим путем многими учеными.

И я убежден, что многие, считающиеся безвозвратно утерянными древние манускрипты, до сих пор тщательным образом сохраняются в тайных архивах различных религиозных и масонских центров.

В связи с этим мне бы хотелось коснуться и тайны библиотеки  Иоанна Грозного, которую многочисленные российские ученые и энтузиасты безуспешно ищут на протяжении половины тысячелетия.

При этом следует отметить один любопытный момент.

Все факты и события, связанные с этой библиотекой, всегда описываются как почти состоявшаяся сенсация. Поэтому имеется необходимость рассказать о ней более спокойно и подробно.

 



Предыдущая статья: Тайна древних библиотек   Следующая статья: Тайна библиотеки Ивана Грозного