Масонский сад - Эдем куракинской усадьбы.
«Здесь дружба и любовь век обрели златой».
Надпись к караульне на входе в сад.
Следует полагать, что куракинский сад, как и усадьба, создавались гениальным умом и руками Кваренги, который, при этом, несомненно, руководствовался идеями и пожеланиями своегозаказчика и хозяина имения, князя Куракина.Сад и усадьба были устроены на ровном, возвышенном плато.
И, прежде чем начать рассказ о куракинском парке, являющимся составной частью ансамбля куракинской усадьбы, необходимо сделать принципиальное замечание по его названию. В России мода на так называемые приусадебные английские пейзажные парки распространилась одновременно с масонством, в конце восемнадцатого века. По этой причине такие парки изначально назывались масонскими садами, ибо их создавали наиболее известные масоны России по аналогии с мифическим райским садом - Эдемом. Однако в мировой мифологии райским садом, или райскими кущами (Эдемом) назывался эпицентр космического взрыва (в расширительном значении - глобальная космическая катастрофа.) Идея библейского Эдема была скопирована русскими масонами с английских пейзажных парков, и легла в основу новомодных русских «масонских садов».
В России, наиболее известными «английскими» садами, наполненными масонской символикой, являлись, построенные в 1780-х годах парк в Павловске, английский сад в Петергофе, пейзажный парк в Царском Селе, парк в подмосковной усадьбе Якова Вилимовича Брюса в Глинках и находящийся в трех километрах от нее, пейзажный парк («пантеонпиитизма») при усадьбе Ивана Владимировича Лопухина в селе Савинское. И в связи с этим, совершенно логично, и принципиально правильно, называть подобные парки «садами».
Но принципиально важным является то, что сад в Надеждино, князь Куракин создал на месте реального космического взрыва 1240 года. Надо полагать, что именно поэтому, он и выбрал местом для своей «масонской ссылки» имение Борисоглебское, находящееся в саратовской глуши.
Этим куракинский сад выгодно отличается от всех других масонских садов, еще более интересна религиозно - философская идея, воплощенная при строительстве куракинского масонского сада.
Философская идея сада.
И мне представляется наиболее важным рассказать об основной философской идее, заложенной в структурную композицию этого сада. В этом нам поможет куракинский «План Англинского сада из нагорной дубравы позадь Господского дома», от 1795 года, и пояснения к нему. Основным символом надеждинского сада является храм богини любви Венеры - Афродиты (он же храм Лады). В своей книге «Тайна Алатырь-камня», я уже писал о мифологическом образе Афродиты, которая в греческой мифологии ассоциировалась с «кометой-возмездие», а в библейской мифологии соответствовала образу «вавилонской блудницы», которой поклонялись все народы Земли. Надпись-пояснение к храму этой богини на плане, сделанная в стихах, не дает нам повода усомниться в правильности нашего понимания этого мифологического образа:
«Ты дщерь отца богов, ты мать всея природы!
Так вдревле чли тебя; так ныне чтут народы.
Сердце - твой жертвенник; вселена - твой алтарь…
Тебе подвластен Царь, пастух и всяка тварь!».
Давайте поясним смысл этого стихотворения.
В греческой мифологии богиня Афродита, является дочерью Зевса. Афродита – это одно из греческих названий «кометы-возмездие» явившейся причиной пяти глобальных космических катастроф Земли. На местах наиболее знаковых эпицентров космических взрывов, в древности всегда устанавливались алтари (досл. «жертвенники»). «Комета-возмездие» имеет и множество других мифологических названий, в том числе и «Гиксос» – «Царь-пастух». (подробнее см. в книгах «Тайна «кометы-возмездие»» и «Тайна алатырь-камня»). То есть, в основе планировки этого сада, лежит космогоническая идея сотворения мира. Об этом свидетельствует нахождение в символическом центре (в западной части) этого сада, камня-жертвенника из необработанного темного гранита, символизирующего «комету-возмездие», с высеченной надписью: «mementomori» («помни о смерти»), за которым находилась беседка в виде греческого алтаря с надписью «Храм благодарности». К камню вели лабиринты узких дорожек, из которых не было выхода. И здесь следует пояснить, что лабиринт являлся одним из самых распространенных в древности символов космического взрыва.
Но и это не все. В древности, в честь богини Афродиты, во многих храмах Земли существовали чувственные обряды храмовой проституции. В связи с этим и свой сад князь Куракин использовал для услады и наслаждения души, а также для чувственных удовольствий, о чем свидетельствуют многочисленные названия, придуманные князем. Между тем, как другие названия аллей, дорожек и беседок сада, свидетельствуют о его благодарной памяти к своим друзьям и близким.
В этом саду, на ста десятинах земли, Куракину удалось методом пейзажного искусства, сделать не только «экстракт вселенной всей», но и выразить чувственный сентиментализм российского дворянства. Этот масонский сад являлся образцом садово-паркового искусства восемнадцатого века, и сочетал в себе регулярные и пейзажные принципы планировки. Регулярная система планировки была обозначена радиально-лучевой сеткой аллей, а пейзажная выразилась в свободном расположении дорожек и посадок.
В настоящее время парк находится в полном запустении, и прежние виды куракинского сада сохранились только благодаря картинам художников Я.Я. Филимонова, П. Малютина, В.П. Причетникова и гравюр Й. Моссмера.
В надеждинском парке, по примеру Павловского парка, князем были сооружены скульптуры, деревянные храмы, павильоны и беседки с оригинальными названиями, призванными напоминать князю о близких ему людях и пережитых им чувствах, например храмы Славы, Истины, Терпения, Лада, Дружбы, Благодарности, Верности, ворота Красивого вида, галерея Вместилище чувствий вечных, памятник-обелиск Марии-Антуанетте, Новая китайская беседка, аллеи Цесаревича, Катишина, Софьина, Нелидовой, Браницкой, Алёнина, Славных дел, Ожидаемого благоденствия, дорожки Удовольствия, Уединения, Неожиданного утешения, Вспоминовения прошедших утех, Жаркого любовника, Верных любовниц, Доброго согласия, Восторга, Радости, Услаждения самого себя и многих других.
Сам Куракин писал об этих названиях так: «Эти названия вызывают у меня приятные и интересные воспоминания. Они обозначают природу чувств и имена людей, которые занимают мое сердце. Они будут часто вызывать у меня грусть, но она всегда будет сопровождаться душевным спокойствием, и за ней последует радость ничем неомраченного счастья, свободного от хлопот, тревог, угрызений совести и сожалений, которым так часто предаёшься в большом свете» (Подробнее см.«Восемнадцатый век».т. 2 с.124.)
Семь основных аллей: Веселые мысли, Антуанет-тина, Милой тени, Гатчинская, брата Алексея, Отважная сходились в 250 м от дворца на круглой площадке, отмеченной аркой. (Арка также является одним из древних мифологических символов, обозначающих эпицентр космической катастрофы)
Деление сада на западную и восточную часть проходило по самому широкому Цесаревичеву просеку, который начинался от выхода из усадебных ворот. Западная часть составляла менее трети от общей площади сада. От Цесаревичева просека на восток, тянулись пять радиально расходившихся просеков. (Число «пять» в мифологии является числом «кометы-возмездие»).
Свидетельства очевидцев о куракинском саде.
Сад действительно предназначался для уединенных прогулок и чувственных наслаждений.
Удивительные виды, открывающиеся в конце аллей, описывает Д.Карташев: «От него (Цесарского просека) тянутся лучами широкие аллеи, будто тоннели, проложенные в массе зелени, открывая вдаль разнообразные картины; впечатление, какое они производят на зрителя, - истинно очаровательно! Однообразие аллеи делает незаметным ее далёкое протяжение, между тем там ярко освещённый предмет заканчивает чрезвычайно приятно эту тёмную перспективу и составляет живописный с нею контраст. Это очарование невыразимо, когда смотришь в аллею Марии - Антуанетты, названную так по видневшемуся в её конце памятнику… На конце других аллей представляются: в одной - фасад дома, в другой - сельский вид, будто в диораме, в третьей - голубая даль, поля и проходящее стадо при золотистом свете вечернего солнца».
Оригинальная идея освещенного солнцем пейзажа, в конце темного тоннеля, была использована Д. Кваренги при создании пейзажного сада в Павловске, и это позволяет уверенно предполагать, что и куракинский сад, также создал Д. Кваренги. (По свидетельству Л.В. Никифоровой, Д. Кваренги принадлежала и идея «вечернего сада» в Павловске, для которого он долго и тщательно выбирал место, откуда был хорошо виден закат солнца.)
А вот как описывает князь И.М. Долгорукий, парад-ную часть храма «Вместилище чувствий вечных»: «В этой зале, поставленной в саду, было четыре кабинета; на дверях каждого был вензель любезной какой-либо особы князю. Мысль его всегда обращалась к той, чье имя видел он там, где избрал сидеть».
В этой связи любопытно привести и стихотворное пояснение, куда ведет обозначенная на плане сада, тропинка Удовольствия:
«Хоть сей искривлен путь, но прямо он ведет К тем удовольствиям, не знает коих свет».
К чувственным удовольствиям вела и другая дорожка сада, которая называлась дорожкой «Верных любовниц».
То есть, в этот масонский сад была заложена космогоническая идея сотворения мира, в память об астральном учении о «комете-возмездие» (Афродите), - учении, которое легло в основу абсолютно всех масонских лож. И это сад был призван обеспечить человеку, побывавшему в нем, райские наслаждения, как в Эдеме. И это находилось в полном соответствии с распространенными в древности обрядами храмовой проституции, исполняемыми в честь богини любви Афродиты (Подробнее см. в ст. «Афро-дита», «Вавилонская блудница» и «Храмовая проституция» в книге «Тайна Алатырь - камня»).
Как видим, для решения этой непростой задачи, князю Куракину не понадобилось создавать в своем саду сложных мифологических и масонских символов, в виде сфинксов, античных богов, Парнаса, пещер, гротов и прочей мифологической атрибутики, обычно используемой при создании масонских садов в конце восемнадцатого века.
Музыкальная школа и оркестр роговой музыки.
Оркестр роговой музыки князя Куракина был известен во всей округе. Он существовал на профессиональной основе, и его концерты были непременным условием торжественных обедов и спектаклей, устраиваемых князем в усадьбе. Кроме того, в Надеждино у князя Куракина была и музыкальная школа, с помощью которой пополнялось число музыкантов знаменитого куракинского оркестра. Преподавание было поставлено на профессиональную основу. Здесь вместе с «музыкантами иностранной нации» преподавали и отечественные специалисты, использовавшие нотное обучение пению, которое проводил учитель нотного пения Лещинский. При этом ноты народных русских песен присылал сам князь Куракин.