Сердобск – место православных святынь. » Комета-Возмездие
ruen

КОМЕТА-ВОЗМЕЗДИЕ

Авторский сайт Бударина М.Д.

Сердобск – место православных святынь.

Мир духов рядом, дверь не на запоре,
Но сам ты слеп, и все в тебе мертво.
Умойся в утренней заре, как в море,
Очнись, вот этот мир, войди в него.
И. Гете

 

В начале прошлого века в Сердобске проживало всего около 13000 жителей, на которых приходилось пять православных храмов и один монастырь. История города сохранила до сего дня ряд религиозных и библейских названий, среди которых стоит упомянуть Нагорную площадь, храм Михаила Архангела, Церковь Успения Пресвятой Богородицы и Казанскую Алексиево-Сергиевская пустынь. И главным объектом в нашем рассказе будет рассказ о Сазань–горе, на которой ныне находится восстановленный мужской монастырь. Строго говоря, название «гора» является некорректным по отношению к этому географическому месту, ибо это место является всего лишь продолжением крутого правого берега реки Сердобы, недалеко отсюда впадающей в Хопер. То есть правильно все-таки полагать, что речь может идти о явлении «солнечного столпа», павшего с неба вблизи этого места.А название «Сазань», предположительно, является естественным искажением от тюркского (татарского) слова «казань» ( досл. «зона (место) бедствия»). (Подробнее см. в книге «Тайна Алатырь – камня»). Это предположение подтверждается и полным названием расположенного на Сазань-горе мужского монастыря: «Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь». Ведь и само слово «пустынь» (пустыня), является мифологическим термином, обозначающим зону поражения космического взрыва. И при рассказе о Ноевом потопе, я уже писал о том, что все самые великие пустыни мира, образовались на месте крупных космических взрывов этого библейского потопа (Подробнее см. в ст. «Гуэль-Эр-Ришат»), что и породило схожий мифологический термин «пустынь».

Сазанская пустынь. Краткая справка.

Местная легенда первое упоминание о пещерах в районе Сазань-горы относит ко времени Пугачевского восстания, хотя, по моему мнению, они почти на полтысячелетия старше, и к тому же, изначально имели природное происхождение.

Одна из местных легенд сообщает, что во время Пугачевского восстания в 1773–1775 гг. беглые пугачевцы, скрывались в пещерах в лесу на сазанской горе. А позже, согласно этой же легенды, в пещерах селились одинокие безымянные монахи - отшельники, молящиеся о спасении своих душ и спасении всего мира. Возможно, эти люди и начали первоначальную расчистку и обустройство природных пещер Сазань-горы. Хотя нельзя исключать и того, что, как и на новгородских пятинах, монахи-отшельники одиночки селились в сазанских пещерах, сразу же после катастрофы 1240 года, то есть изначальная история сазанских пещер может быть значительно старше. Ведь учеными давно замечено, что исторические события пятисотлетней давности и старше, в памяти человеческих поколений всегда приобретают характер мифа, или предания. Таковы временные рамки исторического факта.

Сохранившееся местное предание утверждает, что началом монастыря в 1901 году «послужила келья в пещере, вырытая 70-летним старцем Серафимом. В миру его звали Сила Жулин. Он был крестьянином, родом из села Боровая Полянщина Сердобского уезда, которое в то время входило в состав Саратовской губернии. В видении отцу Серафиму явилась Матерь Божия, которая благославила его идти в Сазанские леса, найти пещеры и поселиться в них, а также она сказала: «Спасешься сам и спасутся рядом с тобою». В 1913 году Сила стал монахом с именем Серафим в честь преподобного Серафима Саровского и прожил на Сазань-горе до закрытия монастыря». (Подробнее см. в книге «Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь»). Запомним это удивительное видение отца Серафима, ибо оно оказалось пророческим.

Основателем же монастыря считается сердобский мещанин Андрей Николаевич Грузинцев ( старец Андрей), который, по сохранившимся свидетельствам очевидцев, также обладал даром прозорливости. Как свидетельствуют очевидцы, отец Андрей был состоятельным человеком и нередко употреблял собственные деньги на обустройство монастыря. Старец Андрей и упросил Сердобскую Думу «уступить ему для молитвы и подвигов в лесном овраге на грани городских урочищ со владениями князя Куракина место».

Вскоре к нему присоединилось несколько послушников, и уже в 1904 году землемер Гавриил Григорьевич Крапивин обратился в Сердобскую Думу с просьбой разрешить поставить на указанном месте часовню. 4 декабря 1905 года часовню освятили в честь Казанской иконы Божьей матери, а сама пустынь была приписана к Спасо-Преображенскому монастырю под названием Казанско-Алексиевской.

Вскоре в пустыне был построен каменный тёплый храм, в котором было два престола: главный престол - во имя Успения Божией матери, северный придел - во имя св. Алексия, митрополита Московского и преп. Сергия - игумена Радонежского чудотворца. Южный придел освящён не был.

17 сентября 1908 года состоялось освящение монастырского храма. И первым его настоятелем был иеромонах Пантелеимон, хотя изначально по благословению епископа Гермогена, предполагалось назначение на эту должность иеромонаха Иоанна, приехавшего со святой горы Афон.

Монастырь быстро стал знаменитым, и жители города, заслышав звон монастырских колоколов, спешили в обитель, чтобы успеть к церковной службе.

В 1910 году в монастыре уже жили 30 человек, из них 16 были послушниками. Монастырь стал духовным центром всей округи, ибо здесь регулярно происходили многочисленные исцеления, о чем сохранились записи в регистрационной книге монастыря за 1910-1911 годы. А самой почитаемой святыней монастыря являлась Казанская икона Божьей матери.

Во время богоборчества советской власти, с 20 по 28 марта 1922 года, в Сердобском уезде происходило изъятие церковных ценностей. Всего в храмах Сердобска, Пригородной слободы и Казанской пустыни было изъято: серебра – 5 пудов, 33 фунта, 6 золотников; золота – 31 фунт, что свидетельствует о том, что прихожане Сердобского уезда были людьми Бога почитавшими, и богобоязненными, и охотно жертвовали на нужды Церкви. И, слава Богу, что эта славная традиция, всем миром жертвовать на нужды Церкви, вновь возродилась на Руси, ибо после советского богоборчества, на русской земле осталось чрезвычайно много разрушенных храмов и церквей, которые необходимо восстановить.

Сазанский монастырь был закрыт по постановлению Уисполкома, от 1 августа, утверждённого 24 августа 1923 года.

По свидетельству знавших отца Андрея людей, даже после закрытия монастыря, «к старцу все ходили, каждый со своим горем». Отец Андрей утешал всех, и многим провидчески говорил, что обитель возродится трудами его тёзки. Это пророчество отца Андрея сбылось в 2005 году.

Воспоминание о подземных пещерах местных жителей.

Воспоминание Е. Кузнецовой, 1967 года рождения из г. Сердобска:

«Детство моё прошло на Сазань-горе. Весной казалось – небо спускается на землю в лесу – это цветут миллионы подснежников…

С девчонками я исследовала… пещеру, находившуюся в лесу… Дрожа от предчувствия чего-то необычного и таинственного, мы пытались проникнуть внутрь пещеры. Держась за свисающие корни дерева, спускались вниз. Наверное, в начале пещеры были когда-то ступеньки, что на тот момент плохо, но всё же ощущалось ногами. Стены, как вспоминается, были относительно гладкими, лишь испорчены прорастающими корнями. Ширина пещеры тогда нам казалась огромной, но по прошествии лет я понимаю, что ширина была в размер выставленных локтей взрослого человека… Что не могу забыть – так это воздух в пещере – он был не затхлый. Пещера шла далеко вниз. Свечи не затухали, и не чувствовалось сырости. Может, тот, кто её рыл, дошёл до песка, а это довольно глубоко, учитывая, что перед пещерой был овражек. Если по нему идти, не боясь змей, дойдёшь до светлого и вкусного ручейка-родника

Все мы, подростки Сазань-горы, знали, что это место бывшего монастыря…

В народе ходила молва, что весь лес между карьером и излучиною реки изрыт пещерами…»

Вспоминает Е. П. Деньжакова – Коточкова, с. Куракино: «Детьми лет двенадцати, мы, затаив дыхание, приближались к полуразвалившимся пещерам… Нас сопровождали мальчишки с фонариками и свечками. Лаз в пещеру был очень узким, а потолок низким, и нам приходилось на четвереньках вползать внутрь. Справа от лаза находилась довольно большая комната. Посередине стоял большой валун из твёрдой породы, напоминающий стол. Около него – небольшие валуны – подобие стульев. В стенах сделаны большие ниши в виде диванов и выше – маленькие, возможно, для икон и свечей. Находили мы и огарки свечей. От прикосновения к этим святыням по коже бежал мороз. Слева тоже была комната, но поменьше. Проходы — узкие, вдвоём не разойтись. В стенах тоже были ниши в виде диванчиков и поменьше выше, там тоже находили огарки от свечей. Затем коридор раздваивался, потолки становились выше, здесь мы уже шли во весь рост. Справа и слева были небольшие комнатки, наверное, кельи… В некоторых местах свечки неожиданно гасли и зажечь их было практически невозможно. А то пламя колыхалось, как будто на него дули, хотя ветра не было. Чем дальше продвигались, тем сильнее был запах влаги. До нас, говорили, находили человеческие останки. Говорили и то, что один выход был у реки, а другой шёл к собору в город Сердобск. Рядом с лазом был родник. Вода просто чудо как хороша. Вот, наверное, и всё, что помню… В пещеры приходили люди, что-то искали. Возможно, «чёрные копатели». ( Из книги «Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь».)

А вот что о сазанской пещере сообщают пензенские спелеологи, которые 9 – 11 августа 1985 года обследовали пещеру сазанского монастыря: «Единственный вход в пещеру находится в левом борту оврага, в самых его верховьях и представляет собой узкое (3 на 0,8 м) отверстие в провальной воронке. Далее он переходит в ещё более узкий (из-за обвала), грязный (мокрая глина) крутонаклонный лаз. Воронка размером 3,5 на 6 м соединяется с оврагом и является обвалившейся частью (началом) прежнего входа в пещеру.

С западной стороны, в 1,5 км к этой воронке примыкает ещё одна, также обвалившаяся часть одной из галерей, ведущих к выходу.

Пещера, несомненно, искусственного происхождения и выработана в аллювиальных глинах полутвёрдой консистенции. Настоящая протяжённость её составляет 117 м. Система невысоких (1,8 – 2 м) ходов шириной от 0,6 до 0,8 м соединяет несколько подземных комнат – келий. В центре – относительно большой зал размерами 9 на 4,5 м, имеющий несколько входо-выходов. В стенах ходов и кельях встречаются выдолбленные ниши, видимо, служившие полками для светильников и других предметов… …Практически во всех комнатах и зале пещеры в полу делались кем-то попытки раскопок. (Подробнее см. в книге Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь , г. Пенза, 2010 г.)

А вот информация из другой книги: «Проделанная участниками экспедиции топографическая съемка позволила составить подробный план пещеры и получить морфометрические показатели. Кроме того произведена частичная поверхностная съемка верховий оврага. По назначению подземелье можно отнести к пещерам-монастырям.…

Легенды, распространенные среди местного населения, гласят, что пещера имеет протяженность несколько километров и проходит до разрушенного ныне полностью старинного наземного монастыря. Однако участники экспедиции утверждают, что все конечные ходы и кельи представляют собой четко выраженные тупики. Тем не менее, местные жители уверяют, что подземные ходы отсюда ведут в самый центр Сердобска до того места, где находится самый большой в области Михайло-Архангельский собор. А до него три километра! Есть мужчины – сердобчане, которые рассказывали, что еще мальчишками лазали по подземному ходу от пожарной башни в Сердобске до оврага под Сазань-горой. И жители пригородного села Надеждино утверждают, что где-то в окрестностях этого селения засыпан вход в подземелья, соединенные с монастырскими.

В начале ХХ века в ней поселился крестьянин Сила Жулин, принявший монашеский постриг с именем Серафим. Он воссоздал храм, кельи для затворников и ниши для погребения умерших чернецов, отрыл новые ходы».

«Без всякого компаса и без прибора уровня, - писали Саратовские епархиальные ведомости, - старец нашел на значительной глубине восточную сторону для подземного алтаря и, не делая отдушин ( чтобы не осушить и не ослабить грунты) устроил два выхода из подземного храма, причем один выход на 2 сажени выше другого, и воздух циркулирует и постоянно освежается». (Подробнее см. в книге: Владислав Самсонов «Тайны Пензенских подземелий», Издадние второе, исправленное и дополненное, г. Пенза, 2012 год)

Полагаю, что это свидетельство Саратовских епархиальных ведомостей, о двух входах в сазанскую подземную пещеру, является весьма важным для восстановления существовавшей ранее вентиляции, ибо в настоящее время в пещеру ведет только один вход.

В начале 1990-х годов в пещере сазанского монастыря произошел несчастный случай. Несколько солдат, расположенной здесь с 1953 года воинской части, пытались откопать якобы спрятанные в пещере монастырские ценности, но попали под обвал. Спасательные работы по их вызволению, шли несколько суток, и только по счастливой случайности, все солдаты остались живы. Во избежание повторения подобных происшествий, командир части приказал завалить вход в пещеру. После этого люди потеряли интерес к будоражившему их воображение оврагу, и вскоре местоположение входа в пещеру было забыто.

Восстановление Сазанской обители.

В 2005 году, когда возник план по восстановлению Сазанского монастыря, от построек прежнего монастыря уже ничего не сохранилось, и местные жители могли только подтвердить, что в овраге, рядом с поселком имеются заваленные пещеры, но точное место входа в пещеру уже успели забыть. А на месте родника, еще в 1983 году, выросла стихийная поселковая свалка, и он просто исчез, похороненный под кучами бытовых отходов.

Восстановление Алексиево-Сергиевской пустыни происходило при непосредственном участии и руководстве отца Андрея (Афанасьева). Таким образом, исполнилось пророческое предсказание последнего монаха обители, отца Андрея (Грузинцева), что обитель на Сазань-горе, после ее запустения, восстановит его тезка.

Зимой 2004 года иеромонах Андрей с местными жителями приехали в овраг, где раньше располагался пещерный монастырь, но никто из присутствующих не знал, где находилось место входа в пещеры. Рассказывает отец Андрей: «Мы из двух прутьев сделали крест, перевязали эти прутья колючей проволокой и воткнули на краю оврага в произвольном месте. Когда же весной с Божьего благословения мы начали сначала экскаватором, а затем вручную откапывать пещеры, то вход в них обнаружился точно под тем местом, где стоял самодельный крест».

Летом 2005 года начались работы по расчистке оврага. За короткое время из оврага было вывезено пятьдесят «Камазов» мусора, и на месте бывшей свалки обнаружился сочащийся водой склон, но при этом нельзя было определить точное место, откуда бьет родник. После размыва склона оврага пожарными машинами, источник был найден, при этом обнаружили старые срубы колодцев, желоба и помосты из морёного дуба. Лабораторный анализ воды показал, что вода является абсолютно чистой и не содержит болезнетворных микробов.

21 июля 2005 года, в день праздника Казанской иконы Божией Матери, был совершён водосвятный молебен у источника.

А спустя некоторое время, выяснилось, что вода родника обладает и целебными свойствами. И вскоре после освящения источника, священнослужители монастыря издали упомянутую выше книгу «Казанская Алексиево-Сергиевская пустынь», в которой приведены фамилии посетителей монастыря, избавившихся от своих тяжелых недугов после употребления воды из монастырского источника.

В настоящее время помолиться в сазанский монастырь и к святому источнику, приезжают верующие со всей Святой Руси. Славу монастырю добавляют и случаи чудесного исцеления целебными водами сазанского источника. Попутно следует сказать о том, что это не единственный источник целебной воды, существующий вблизи святого места.

О возрожденном сазанском монастыре, несмотря на то, что его новая история насчитывает всего несколько лет, верующие рассказывают разные чудесные легенды.

Так, например, в интернете помещены свидетельства очевидцев, что в Великий Понедельник Великого поста 2006 года, когда на храм во имя Казанской иконы Божией Матери, водружали кресты, многие видели облака в виде креста.

А Александру Французову, работавшему на строительстве храма, однажды приснился удивительный сон. Будто приехали на автобусе в Сазанье, две монахини, и спросили его, как пройти к храму. Александр повернулся к строящейся церкви, и видит её озарённой чудесным светом, а рядом стоит огромный Ангел и крыльями, как зонтиком», - по выражению Александра, - храм покрывает. И я привел эти свидетельства потому, что эти странные пророческие видения, удивительным образом перекликаются с темой нашего рассказа.

 

 

Предыдущая статья: Гора Сартаба.   Следующая статья: Окрестности Сердобска – место, где «Бог спускался на Землю».

Князь Куракин