Сердобск. Этимология названия. » Комета-Возмездие
ruen

КОМЕТА-ВОЗМЕЗДИЕ

Авторский сайт Бударина М.Д.

Сердобск. Этимология названия.

Вера вопрошает, разум обнаруживает.
Августин

То, что мы видим, зависит от того, куда мы смотрим.
Л. Леонов

 

Прежде чем я изложу свою версию происхождения названия города Сердобск, будет полезно ознакомиться с другими, известными на сегодняшний день версиями, которые пытаются раскрыть тайну этого слова. Вот что по поводу этимологии слова «Сердоба», пишет М.С. Полубояров в своей книге «На реке Сердобе и в иных урочищах…»: «…Одни исследователи этимологию Сердобы связывали с мордовским словом сярдо – «лось, лосиная». Другие, из-за того, что в Иране и Средней Азии несколько населенных пунктов именуются Сердаб, Сердабдап, выдвинули гипотезу о происхождении гидронима от иранского сердап – «холодная вода». Та и другая гипотезы привлекательны лишь внешне. В первом случае возникают сложности с окончанием -ба: непонятно, откуда оно взялось? Со второй гипотезой трудно согласиться из-за одиозности иранского гидронима в пензенско-саратовской степи, а главное, из-за того, что температура воды в Сердобе такая же, как у других соседних рек, поэтому принцип «холодно – тепло» не мог служить отличительным признаком, обязательным для закрепления названия.

Более продуктивно объяснение гидронима Сердоба от половецкого мужского имени Сарт + оба – «племя, семья». То есть «Сартово племя, род», река племени некоего Сарта. Скорее всего, на ее берегах находились пастбища половецкого родоначальника по имени Сарт (в переводе – Иранец, Перс). Не случайно гидроним впервые письменно зафиксирован в конце 16 века под именем Сартаба. Данные археологии подтверждают факт пребывания в верховьях реки половецких кочевий. Возраст названия примерно 800–900 лет.

Интересное свидетельство опубликовала одна из ведущих топонимистов России А.В. Суперанская. По ее словам, крымские татары термином Сырт-Оба обозначают понятие «северное пастбище». Однако по-татарски «северное пастбище» будет тёньяк кётьлене, что совершенно не похоже на сырт-оба. На наш взгляд, произошла так называемая детопонимизация названия, когда имя собственное превратилось в имя нарицательное. По-видимому, один из родов крымских татар или их соседей ногайцев в 15–16 веках использовал для пастьбы скота луга у р. Сартабы. С построением Ломовской и Керенской засечных черт в 1630–40-е годы русское правительство запретило здесь появляться кочевникам, дабы лишить нападавших на русские окраины крымских татар базы, где они могли заменить подбитых лошадей на здоровых, запастись продовольствием, оставить на время больных и раненых. Но в памяти крымских татар, оказывается, до сих пор жив термин, образованный от названия северной реки, хотя они уже давно о ней забыли».

Должен сказать, чтоМ.С. Полубояров является добросовестным исследователем, и в данном случае, он сам высказывает сомнение в правильности своего определения значения топонима Сердобск, Но он же, приводит и информацию, на которую вполне можно опереться. Давайте еще раз прочитаем при-влекшие мое внимание строки: «…гидроним впервые письменно зафиксирован в конце 16 века под именем Сартаба… Возраст названия примерно 800–900 лет.» На основе этого свидетельства, мы можем выдвинуть свою собственную версию названия города Сердобск.

Космическая версия топонима Сердобск.

А теперь давайте расскажем, о чем идет речь. Дело в том, что, на мой взгляд, топоним Сердобск (первоначально Сартаба, а точнее, Сар – тюбе) является практически неискаженным международным рели-гиозным мифологическим термином и образовался из двух слов: (интернационального библейского христианского термина «sara» (сара) – солнце; и мусульманского тюркского «тюбе» – холм, вершина, гора), что в дословном переводе на русский язык означает «солнечный холм» (а в религиозном мифологическом международном значении термин «солнечный столп» является обозначением места космического взрыва. (Подробнее см. в моей статье «Обелиски»).При этом М.С. Полубояров совершенно точно приводит возраст термина Сартаба. Данному названию действительно около 800 лет, ибо это название появилось после космической катастрофы Алатырь – камня, произошедшей, согласно летописи, 15 июля 1240 года.

После монголо - татарского нашествия, место космического взрыва и прилегающие земли, на которых позже и возникло поселение Сердобск, некоторое время находились в подчинении Казани. Есть также версия, что эти земли входили в состав Шемышейской татарской орды. То есть, тюркские корни в топониме Сердобск, появились совсем не случайно.

Урочище Сердобск.

Попутно следует сказать о том, что М.С. Полубояров совсем не случайно назвал свою книгу «На реке Сердобе и в иных урочищах…», ведь словом урочище на Руси называлась любая часть местности, резко отличавшаяся от остального ландшафта. Поэтому термин «урочище», раньше всегда использовали вместе с определяющим топонимом. В нашем случае, определяющими топонимами места космического взрыва явились топоним «Сар-тюбе» («солнечный столп»), откуда позже и появился термин «урочище Сартаба (Сердобск) », а также сохранившийся до сих пор топоним «Белый угол» (в значении «белая земля»), и топоним Сазань-гора (слегка искаженное от Казань-гора, в значении «зона бедствия»). (О значении термина «Белый угол» будет рассказано в главе о столбовом дворянстве, а о термине «Сазань-гора» при рассказе о Сазанском монастыре). Таким образом, место космического взрыва 1240 года, от которого и образовалось название Сартаба («Сар-тюбе»), среди местных жителей известно сразу под тремя взаимно дополняющими друг друга топонимами, что свиде-тельствует о том, что данное урочище имело знаковое значение для местных жителей.

Топоним Сартаба лег и в основу и названия реки, протекающей через это урочище, хотя чаще бывает наоборот.

Гидроним Сердоба.

Рассказав о топониме Сердобск, мы должны упомянуть и о гидрониме Сердоба (Сартаба), ибо эта река протекает мимо эпицентра электроразрядного космического взрыва 1240 года, который находится в окрестностях Сердобска. В настоящее время, вблизи эпицентра этого взрыва располагаются Сазанский монастырь, поселок Сазанье, село Надеждино и село Куракино.

Вследствие этого обстоятельства, гидроним Сердоба, в вольном переводе будет иметь значение, «река вблизи солнечной горы (столпа)», что в мифологическом плане полностью соответствует значению былинной реки Смородины. И в книге «Тайна Алатырь-камня», я уже писал о том, что в разных регионах Руси, рек с таким необычным названием было несколько.

В селе Куракино, недалеко от места впадения реки Сердобы в Хопер, по Сердобскому району протекает и река Арчада, этимология названия которой, изложенная Полубояровым, косвенно подтверждает нашу версию. Вот что он пишет:

«Гидроним Арчада закрепился, вероятнее всего, чуть позже, в эпоху Золотой Орды. В его основе древнетюркские слова арт чад – «гора, возвышенность, кряж». Окончание - да прибавлено позднее татарами, служившими русскому государю, у которых оно является показателем местного падежа: Артчад + да – «там, где Артчад». Вначале получила имя какая-то заметная в степи возвышенность, служившая ориентиром или наблюдательным пунктом, а уж от нее имя перешло на реку». Кстати, Арчада есть и в Волгоградской области. Поэтому возможен перенос названия. Правда, пока трудно судить, какое из них древнее».

В данном месте, предположение М.С. Полубоярова, о времени появления названия, на мой взгляд, является совершенно точным, ибо и название реки Сердоба, и название реки Арчада, появились в одно и то же время, во времена Золотой Орды. Но данное М.С. Полубояровым объяснение о «заметной (географической) возвышенности», нельзя признать состоятельным, ибо в Сердобском районе вообще нет сколько-нибудь заметных возвышенностей и крупных курганов, а потому, наша версия, что в данном случае речь идет о космической солнечной горе, является правомерной.

Вот, например, что пишет сам М.С. Полубояров о размерах сердобских курганов:

«Территория Сердобского района населена людьми уже много тысячелетий. Об этом свидетельствуют археологические памятники – курганы. Они разбросаны по территории района довольно равномерно и находятся у сел Рянза, Подгоренки, Камзолка, Хотяново, Александро-Ростовка, Байка, Салтыково, Софьино, Соколка, Константиновка, Репьевка, Петровка, Мещерское, Секретарка, у речек Туманейка и Мокшан, в окрестностях бывших населенных пунктов Старой Студеновки, Красного, Александровки, 7–8 курганов разбросано по берегам Арчады и у д.Кошкаровки.

Курганы – это древние могилы. Поклоняясь силам природы и умершим предкам, люди клали в последнее жилище покойников оружие и орудия труда, предметы домашнего обихода, туши забитых животных, сооружая над погребением внушительной высоты холм. По мнению археологов, с середины II до начала I тысячелетия до нашей эры на земле сердобской жили кочевники срубной культуры, именуемые так за обычай хоронить свойственников в деревянных срубах ниже уровня земли, после чего делалась насыпь. Обилие срубных, с использованием дерева, захоронений кочевников и их равномерное распределение по всей территории района говорит о том, что и 3–4 тысячи лет назад здесь, как и в наши дни, господствовала лесостепь.

Сердобские курганы пока еще недостаточно изучены. Возможно, некоторые при раскопках окажутся вовсе не срубными, а печенежскими или половецкими, или разновременными. По нынешнему внешнему виду древних могил трудно судить о времени погребения. Большинство (курганов М.Б.) распахано и едва заметно даже на зяблевом поле после свежей вспашки».

После такого вынужденного пояснения о незначительных размерах древних курганов на территории Сердобского района, нам остается только согласиться, что речь, по-видимому, действительно идет о священном «солнечном холме». В дополнение следует сказать, что в татарском языке слово «ар» («ары», «ару») имеет двойной смысл. И если слово «ары» в дословном переводе действительно означает «там, по ту сторону», то слово «ару» в дословном же переводе с татарского означает – «чистый, без примеси, священный».

А теперь вновь вернемся к рассказу о месте космического взрыва, и существующих в окрестностях Сердобска родниках.

 

 

Предыдущая статья: Тайны старой усадьбы в селе Надеждино.   Следующая статья: Гора Сартаба.

Князь Куракин